Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Ничковой С.С.
Кордюковой Г.Л.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2019 года апелляционную жалобу Федорова К. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 года по гражданскому делу N2-2105/18 по исковому заявлению Федорова К. В. к "адрес" Санкт-Петербурга об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, выслушав пояснения истца Федорова К.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Федоров К.В. обратился в суд с иском к "адрес" Санкт-Петербурга, в котором указал, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с "дата". Мать истца умерла "дата", а отец уклонился от воспитания, поэтому над истцом была установлена опека, опекуном была назначена его бабушка Дрозд В.К. На момент совершеннолетия истца и на момент достижения им 23 лет обязанность по предоставлению жилого помещения возлагалась на "адрес" Санкт-Петербурга. Ответчик данную обязанность не исполнил. Из ответа "адрес" от "дата" следует, что истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможность осуществления права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях он имел в период с 18 до 23 лет, указанным правом не воспользовался.
В настоящий момент истец на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит, жильем не обеспечен, зарегистрирован в качестве постоянно проживающего на жилой площади бабушки. Истец полагает, что не утратил право на предоставление жилого помещения по достижении возраста 23 лет, данное право является мерой социальной поддержки сирот.
Истец просил суд обязать "адрес" Санкт-Петербурга включить истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Федоров К.В. просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание ответчик, третье лицо Дрозд В.К. не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом, Федоров К.В, "... " г.р, с "дата" по "дата" был зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
С "дата" и по настоящее время истец зарегистрирован в качестве постоянно проживающего по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрирована бабушка "... " и брат "... " Квартира на праве собственности принадлежит "... ".
Истец с "дата" состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением Территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга от "дата" N... р над несовершеннолетним Федоровым К.В. была установлена опека по причине смерти матери и уклонения отца от воспитания. Опекуном была назначена бабушка "... "
"дата" истец обратился в "адрес" с заявлением о внесении данных о льготе, которая имелась у него с 1998 г. по 2005 г. (являлся ребенком-сиротой, опекаемым).
Из ответа "адрес" от "дата" N... следует, что возраст истца составляет 31 год, ранее (до достижения возраста 23 лет), на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ, Федоров К.В. не обращался в администрацию с требованием о включении с список детей-сирот. Оснований для учета льготы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в заявительном порядке, реализация которой должна осуществляться в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по заявлениям, поданным до достижения ими 23 лет.
Между тем, до достижения 23 лет Федоров К.В. в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления ему исполнилось 31 год, что препятствует удовлетворению требований о возложении на ответчика обязанности внесения истца в список лиц, подлежащих льготному обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены с учетом положений статей 55, 56, 57 ГПК РФ и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Федоров К.В. к моменту обращения в "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением, достиг возраста 31 г.
Ранее Федоров К.В. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем в льготном порядке не состоял. Доказательств обращения Федорова К.В. до достижения им возраста 23 лет в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не представлено.
Также не представлено доказательств наличия каких-либо уважительных причин необращения истцом до достижения возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылка истца на юридическую неграмотность к таким обстоятельствам отнесена быть не может.
Право на внеочередное обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, было закреплено в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на дату достижения истцом совершеннолетия. При этом, как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, так и ныне действующий Жилищный кодекс РФ содержат нормы, предусматривающие заявительный характер реализации гражданами права на обеспечение жилым помещением, что предполагает постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доказательств того, что по достижении совершеннолетия истец был ограничен в реализации права на обеспечение жилой площади в порядке ст. 37 ЖК РСФСР, суду не представлено, в силу чего утверждения об обратном апеллянта подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.