Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В,
судей Галаевой Л.Н, Дмитриевой Л.А.
при секретаре Немченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 января 2019 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района города Новосибирска в интересах несовершеннолетней Алалыкиной Галины Викторовны к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе мэрии г. Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В, объяснения помощника прокурора Новосибирской области Козловой М.В, представлявшей интересы прокурора Дзержинского района г. Новосибирска, Алалыкиной С.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор Дзержинского района города Новосибирска обратился в суд с иском, в котором просил обязать мэрию города Новосибирска предоставить несовершеннолетней Алалыкиной Г. В, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди благоустроенное жилое помещение, с учетом площади, необходимой для проживания в предоставляемом помещении одного взрослого члена семьи - ее матери Алалыкиной С.В, осуществляющей уход за несовершеннолетней, в черте города Новосибирска по договору социального найма из расчета: для Алалыкиной Г.В. общей площадью не более 30 квадратных метров (с учетом права на жилое помещение по норме предоставления, общей площадью не менее 15 квадратных метров и права на дополнительную жилую площадь не более 15 квадратных метров), а также не более 15 квадратных метров для проживания одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этой несовершеннолетней.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 октября 2018 года на мэрию города Новосибирска возложена обязанность за счет средств бюджета Новосибирской области предоставить Алалыкиной Галине Викторовне, Алалыкиной Светлане Владимировне вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Новосибирска по норме предоставления на каждую из них, а так же с учетом права Алалыкиной Г. В. на дополнительную площадь 15 квадратных метров.
С указанным решением не согласилась мэрия г. Новосибирска, в апелляционной жалобе ее представитель - Белоус Н.А. просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится только Алалыкина Г.В, Алалыкина С.В. таким правом не обладает. В связи с чем, у органа местного самоуправления нет обязанности по предоставлению Алалыкиной С.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее 15 кв.м, так как она состоит в общей очереди, нуждающихся на получение жилья.
Апеллянт, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и нормы жилищного законодательства, указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (истец поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в 2012 г.), и должно осуществляться за счет средств бюджета Новосибирской области. Однако уполномоченный орган в области жилищных отношений субъекта Российской Федерации Новосибирской области не наделял мэрию г. Новосибирска полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005 г. и не выделял финансирование на эти цели, таким образом, решение суда является неисполнимым.
Апеллянт полагает, что в данном случае, мэрия города Новосибирска является ненадлежащим ответчиком.
Также апеллянт считает незаконным возложенную судом первой инстанции обязанность на мэрию г. Новосибирска по предоставлению матери несовершеннолетнего ребенка жилой площади не менее 15 кв.м, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 г. N 4-П, в соответствии с которым допускается предоставление дополнительной жилой площади одному из совершеннолетних родителей больного ребенка.
Мэрия г. Новосибирска не согласна с толкованием обозначенного постановления Конституционного Суда РФ, изложенным в решении.
Так, законодатель указал на необходимость учитывать у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Кроме того, на день рассмотрения дела, федеральный законодатель не внес изменения в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, не исключая как прямое распространение действия пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ па семьи с детьми-инвалидами, страдающими соответствующими заболеваниями, так и установление иных способов защиты их прав.
Однако судом первой инстанции не были учтены данные обстоятельства, а также и то, что исходя из буквального толкования обозначенного Постановления КС РФ, мэрия города Новосибирска, не являясь публичным образованием субъекта РФ, не имеет финансовой возможности по обеспечению дополнительным жилым помещением площадью не менее 15 кв.м. еще и законного представителя несовершеннолетней Алалыкиной Г.В. - Алалыкиной С.В.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Алалыкина Г. В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью ей приходится Алалыкина С. В, отцом - Алалыкин В. В. (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ решением мирового судьи 7 судебного участка Дзержинского судебного района города Новосибирска и.о. мирового судьи 3 судебного участка Дзержинского судебного района города Новосибирска брак между Алалыкиной С.В. и Алалыкиным В.В. расторгнут (л.д. 78).
Алалыкина С.В. и Алалыкина Г.В. зарегистрированы по адресу: "адрес" "данные изъяты" Указанная квартира принадлежит на праве собственности Чирковой Г.Н. Согласно представленной выписке из домовой книги, истец и ее мать не являются родственником собственника квартиры. Помимо указанных лиц в квартире зарегистрированы Алалыкин А.В, Зайдулин А.Г, Алалыкина В.А. (л.д. 15). Общая площадь квартиры составляет 32,3 кв.м.
Фактически Алалыкина С.В, Алалыкина Г.В. проживают по адресу: "адрес" по договору найма (аренды) жилого помещения, заключенному между Алалыкиной С.В. и Соловьевой Н.В. 08 сентября 2018 года.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 16 октября 2014 года N Алалыкина С.В. признана малоимущей составом семьи 3 человека (она, сын Алалыкин А. В, дочь Алалыкина Г. В.), о чем выдана соответствующая справка от 30 октября 2014 года (л.д. 90).
Приказом администрации Дзержинского района города Новосибирска N-од от ДД.ММ.ГГГГ Алалыкина С.В. признана нуждающейся в жилом помещении составом семьи три человека (л.д. 12).
Алалыкина Г.В. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом администрации Дзержинского района города Новосибирска N-од от ДД.ММ.ГГГГ Алалыкина Г.В. признана состоящей в списках граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 18, 19).
Согласно представленным документам Алалыкина Г.В, ее мать и брат не использовали право приватизации жилья на территории города Новосибирска и Новосибирской области, не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (л.д. 26-29, 46-51, 54-66, 86).
Из медицинских документов, представленных в материалы дела, установленный истцу диагноз, позволяет сделать вывод, что у Алалыкиной Г.В. имеется тяжелая форма хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одном помещении. А наличие диагноза (церебральный паралич), то есть органическое заболевание центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требует применение инвалидных кресел-колясок, связано с нарушением функций тазовых органов (л.д. 14, 112, 113, 121).
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Согласно указанному Перечню, диагноз G 40 отнесен к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Несмотря на то обстоятельство, что право на внеочередное предоставление жилого помещения имеет только Алалыкина Г.В, член ее семьи - мать Алалыкина С.В. имеет право на предоставление жилого помещения в установленном порядке (в порядке очередности), так как поставлена на учет в качестве малоимущей и подлежащей обеспечению жилым помещением, материальный истец не может самостоятельно осуществлять за собой уход, поскольку страдает эпилепсией с частыми приступами, перемещается при помощи инвалидной коляски, что подтверждается Индивидуальной программой реабилитации Алалыкиной Г.В, которой на момент вынесения судебного решения исполнилось полных 16 лет, суд пришел к выводу, что для получения должного ухода, ей необходимо обеспечение проживания с ней еще одного члена семьи - ее матери Алалыкиной С.В.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г, к которым относится Алалыкина Г.В, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления, а доводы автора апелляционной жалобы в данной части, не заслуживают внимания.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 4-П, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других, проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, что п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во всяком случае, не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а, следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении, по крайней мере, еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Как правильно установилсуд первой инстанции, Алалыкина Г.В. приходится матерью несовершеннолетнего инвалида Алалыкиной Г, проживает вместе с ней, осуществляет уход за дочерью, состоит вместе с ним на учете в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости предоставления жилого помещения во внеочередном порядке Алалыкиной С.В, с учетом вышеуказанных обстоятельств, по крайней мере, еще одного взрослого человека - матери ребенка.
Ссылка автора апелляционной жалобы на то обстоятельство, что законодатель указал на необходимость учитывать у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади, направлена на иное толкование норм, как материального права, так и смысла вышеуказанного Постановления Конституционного суда, поскольку указание в данном постановление на необходимость учета наличия у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади, лишь указывает на юридическое значение данного факта при предоставлении жилого помещения не только на несовершеннолетнего и одного члена его семьи, но иных членов семьи, проживание которых совместно с несовершеннолетним для улучшения состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество, целесообразно.
Отсутствие на день рассмотрения дела изменений в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, не является основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку умаляет права истца на получение жилого помещения, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
При разрешении спора юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы жалобы выводов суда не опровергают и поводом для отмены судебного решения не являются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 22 октября 2018 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г. Новосибирска без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.