Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Володиной Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петлина Юрия Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Петлин Юрий Владимирович обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером N общей площадью 333,2 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", равной рыночной.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 25 ноября 2011 года установлена в размере 5 207 249,60 рублей.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости здания.
Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной, определенной по состоянию на 25 ноября 2011 года на основании отчета об оценке N от 27 ноября 2018 года ООО "СФ "РЭТ-Алтай", а именно: здания магазина с кадастровым номером N, общей площадью 333,2 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" размере 1 575 500 (один миллион пятьсот семьдесят пять тысяч пятьсот) рублей.
В судебном заседании административный истец Петлин Ю.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители Правительства Республики Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Администрации МО "Кош-Агачский район" в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей указанных сторон не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административному истцу Петлину Юрию Владимировичу принадлежит на праве собственности здание магазина, общей площадью 333,2 кв.м. расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 9 ноября 2018 года.
В отношении названного здания установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 25 ноября 2011 года, в размере 5 207 249,60 рублей методом массовой оценки, из которого следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта оценки были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого объекта капитального строительства (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.09.2018 года). Кадастровая стоимость была утверждена 27.09.2012 года, актом от 26.09.2012 с внесением в реестр данных о кадастровой стоимости 22.10.2012 года.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного здания магазина влияют на права и обязанности Петлина Ю.В. как плательщика налога.
Согласно частей 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимого имущества, административный истец представил отчет об оценке N02-01/3050-18 от 27 ноября 2018 года, подготовленный Специализированной фирмой "РЭТ-Алтай", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 333,2 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" по состоянию на 25 ноября 2011 года составила 1 575 500 рублей.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что в отчете N02-01/3050-18 от 27 ноября 2018 года, составленном Специализированной фирмой "РЭТ-Алтай", проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик правомерно использовал затратный подход, а также в рамках данного подхода метод сравнительной единицы. При этом отказ от применения сравнительного подхода в отчете обоснован и сомнений не вызывает, также приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет N02-01/3050-18 от 27 ноября 2018 года подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.
Административными ответчиками не были приведены суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии представленного административным истцом Отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы административными ответчиками суду не заявлялось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости, указанная в отчете N02-01/3050-18 от 27 ноября 2018 года является достоверной.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости здания магазина выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленного в суд отчета и опровергнуть выводы, отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки здания магазина его рыночной стоимости. В связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Вместе с тем, согласно положениям ст.403 НК Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Петлина Юрия Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания магазина с кадастровым номером N общей площадью 333,2 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 ноября 2011 года, в размере 1 575 500 (один миллион пятьсот семьдесят пять тысяч пятьсот) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 декабря 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.