Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А,
судей Гаянова А.Р, Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Дияровой З.Т. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Рашитова М.Р. удовлетворить;
признать за Рашитовым М.Р. право на включение периода работы с 1октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, в реестр государственных служащих Республики Татарстан, в стаж государственной службы Республики Татарстан, а также признать право Рашитова М.Р. на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ, с момента обращения с 2 июля 2014 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Дияровой З.Т, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Рашитова М.Р, представителя НургалиеваР.Р, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Рашитов М.Р. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Минсоцзащиты Татарстана), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (Минсельхоз Татарстана), Департаменту государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан (далее - Департамент госслужбы) о признании права на включение периода работы в стаж государственной службы.
В обоснование своих требований указал, что 2 июля 2014 года истец обратился в Минсоцзащиты Татарстана с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан на основании пункта 1 части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ в связи с наличием стажа государственной службы не менее 15 лет.
Однако решением Минсоцзащиты Татарстана от 24 сентября 2014 года N 40/314 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан со ссылкой на отсутствие 15 летнего стажа на соответствующих должностях.
Данным решением Минсоцзащиты Татарстана в стаж государственной службы Республики Татарстан не был включен период работы с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, поскольку Департамент госслужбы не включил данный период работы в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на включение периода работы с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, в реестр государственных служащих Республики Татарстан, в стаж государственной службы Республики Татарстан, а также признать право Рашитова М.Р. на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ, с момента обращения со 2 июля 2014 года.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кукморском районе Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Минсоцзащиты Татарстана ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. При этом указывает, что должность "главный специалист (начальник отдела - главный бухгалтер)" ошибочно отнесена судом к главной административной государственной должности Республики Татарстан, для которой установлены иные квалификационные требования. Поскольку Рашитов М.Р. на момент поступления на должность главного специалиста не имел трехлетнего стажа государственной службы на должности ведущего специалиста, он не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, и до включения в вышеуказанный Реестр (до 08.04.2001) статусом государственного гражданского служащего Республики Татарстан не обладал.
Представители Минсельхоза Татарстана, Департамента госслужбы, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кукморском районе Республики Татарстан в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 указанного Федерального закона установлено, что гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Установление пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулировано Законом Республики Татарстан от 16января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан.
Государственная служба осуществляется в аппаратах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, судов Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан, образуемых в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Пунктом 1 части 1 статьи 45 указанного Закона предусмотрено, что государственные служащие, замещающие должности государственной службы, имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет при условии: наличия стажа государственной службы не менее 15 лет.
Материалами дела установлено, что 2 июля 2014 года истец обратился в Минсоцзащиты Татарстана с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан на основании пункта 1 части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ - наличие стажа государственной службы не менее 15 лет.
Однако решением указанного Министерства от 24 сентября 2014 года N 40/314 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на отсутствие 15 летнего стажа службы на соответствующих должностях.
Данным решением Министерства в стаж государственной службы Республики Татарстан не был включен период работы истца с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, поскольку Департамент госслужбы не включил данный период работы в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан. В специальный стаж работы были включены 13 лет 2 месяца 24 дня, в том числе следующий за спорным периодом период работы с 9 апреля 2001 года по 20 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы Управления сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан. 3 октября 2014 года истец был извещен об отказе в назначении данной пенсии.
Департаментом госслужбы истец был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан с 9апреля2001 года.
Отказ в назначении истцу данной пенсии последовал из-за действий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, не предоставившего в Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан для включения в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан данных о периоде работы истца с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы (2 года 6 месяцев 8 дней).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что на 1 октября 1998 года для включения в Реестр государственных служащих Республики Татарстан у истца имелись высшее профильное экономическое образование и стаж работы не менее 5-и лет на должности руководителя, относящегося к государственной службе согласно Закону Республики Татарстан "О государственной службе" от 8 февраля 1994 года N 2101 -XII.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно частью 2 статье 32 ранее действовавшего Закон Республики Татарстан от 08.02.1994 N 2101-XII "О государственной службе" реестры государственных служащих являются основой формирования обобщенного республиканского реестра Республики Татарстан, который ведется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан и содержит сведения о всех государственных служащих, занимающих высшие и главные конституционные и административные государственные должности.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 08.02.1994 N 2101-XII "О государственной службе", к административным государственным должностям в Республики Татарстан относятся, в том числе, главные специалисты.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона Республики Татарстан от 08.02.1994 N 2101-XII лица, претендующие на государственную должность, должны соответствовать определенным квалификационным требованиям.
Для замещения должности главного специалиста истец должен был иметь стаж работы на должности ведущего специалиста не менее 3 лет (то есть уже иметь определенный стаж государственной службы) и высшее профильное образование. Должности "ведущий специалист" и "главный специалист" являются должностями государственной службы и относятся к административным государственным должностям.
Рашитов М.Р. до поступления на должность главного специалиста работал главным бухгалтером колхоза "Правда" Кукморского района Республики Татарстан, что не является работой на государственной службе в должности ведущего специалиста.
Из письма Департамента госслужбы от 04.11.2017 N Ф/36266/3491 следует, что в Департаменте ведется Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан. На основании действующего в рамках оспариваемого периода законодательства к лицам, замещавшим должности начальников отделов, предъявлялись квалификационные требования к стажу работы на должности ведущего специалиста не менее 3 лет и высшее профильное образование.
На момент назначения 1 октября 1998 года на должность начальника отдела Рашитов М.Р. не соответствовал квалификационным требованиям, установленным законодательством, в связи с чем не был включен в Реестр (л.д. 48-49).
Учитывая, что Рашитов М.Р. на момент поступления на должность главного специалиста не имел трехлетнего стажа государственной службы на должности ведущего специалиста, не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, то, соответственно, до 08.04.2001 статусом государственного гражданского служащего Республики Татарстан не обладал.
Кроме того, решением Вахитовского районного суда города Казани от 28.06.2016 в удовлетворении исковых требований Рашитова М.Р. к Минсельхозу Татарстана о возложении обязанности включить период работы с 01.10.1998 по 08.04.2001 в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан на должности главного специалиста в стаж государственной гражданской служб было отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 06.10.2016 решение Вахитовского районного суда города Казани от 28.06.2016 оставлено без изменения.
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периоды работы Рашитова М.Р. с 1 октября 1998 года по 8 апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы, в реестр государственных служащих Республики Татарстан, в стаж государственной службы Республики Татарстан, а также для признания права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с момента обращения с 2июля 2014 года.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 декабря 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Рашитову Мирхайдару Рашитовичу в иске к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Департаменту государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан о признании права на включение периода работы с 1 октября 1998 года по 8апреля 2001 года в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела - главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы в реестр государственных служащих Республики Татарстан, в стаж государственной службы Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с момента обращения со 2 июля 2014 года - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.