Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Р.С, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ремонтно-механическая мастерская и арочный склад) площадью 18 104 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:8, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4741390 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административное здание) площадью 1594 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:27, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 996613 рублей;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности) площадью 11284 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:020701:377, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский муниципальный район, Енабердинское сельское поселение, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3985943 рубля.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Спецстрой" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27апреля 2018 года.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 6000 рублей".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Спецстрой" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-механической мастерской и арочного склада) площадью 18 104 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:8, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, поставленного на государственный кадастровый учет 28 августа 2008 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания) площадью 1594 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:27, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, поставленного на государственный кадастровый учет 28 августа 2008 года;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности) площадью 11284 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:020701:377, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский муниципальный район, Енабердинское сельское поселение, поставленного на государственный кадастровый учет 7 февраля 2011 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и по состоянию на 1 января 2015 года составляет 16733346 рублей 16 копеек, 1964981 рубль 92 копейки соответственно; земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 - распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2573-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан" и по состоянию на 1 января 2014 года составляет 5453331 рубль 52 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Спецстрой" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2245 000 рублей, 285 000 рублей соответственно, земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 659 000 рублей.
В судебном заседании представитель ООО "Спецстрой" Демидова М.В. административный иск поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Менделеевск" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Енабердинского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Исполнительного комитета муниципального образования "город Менделеевск" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Енабердинского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности заключения эксперта от 17 сентября 2018 года N 147-Э/2018 об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Спецстрой" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-механической мастерской и арочного склада) площадью 18 104 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:8, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, поставленного на государственный кадастровый учет 28 августа 2008 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания) площадью 1594 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:110117:27, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский район, город Менделеевск, поставленного на государственный кадастровый учет 28 августа 2008 года;
земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности) площадью 11284 квадратных метра с кадастровым номером 16:27:020701:377, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Менделеевский муниципальный район, Енабердинское сельское поселение, поставленного на государственный кадастровый учет 7 февраля 2011 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и по состоянию на 1 января 2015 года составляет 16733346 рублей 16 копеек, 1964981 рубль 92 копейки соответственно; земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 - распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2573-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан" и по состоянию на 1 января 2014 года составляет 5453331 рубль 52 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Спецстрой" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2245 000 рублей, 285 000 рублей соответственно, земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 659 000 рублей.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты N 01-008-007/18, N 01-009-005/18, N01-007-006/18 от 23 марта 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные оценщиком С.В. Набиуллиной, осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, по инициативе ООО "Спецстрой", согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 245 000 рублей и 285000 рублей соответственно, а земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 по состоянию на 1 января 2014 года - 1659000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 147-Э/2018 от 17 сентября 2018 года эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С. отчеты N 01-008-007/18, N 01-009-005/18, N01-007-006/18 от 23 марта 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные оценщиком С.В. Набиуллиной, осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27, 16:27:020701:377 определена в них неверно.
Вместе с этим, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорных объектов недвижимости, которая, согласно заключению, составила: земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:110117:8, 16:27:110117:27 по состоянию на 1 января 2015 года 4741390 рублей и 996613 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:27:020701:377 по состоянию на 1 января 2014 года - 3985943 рубля.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание заключение эксперта 147-Э/2018 от 17 сентября 2018 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость земельных участков.
Содержание заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, и сведений о рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Аргументы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке заключения эксперта и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.