Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Хайруллина М.М,
членов президиума Беляева М.В, Галиакберова А.Ф, Галимуллина И.С, Герасимова А.Ю, Гилманова Р.Р, Горшунова Д.Н, Курмашевой Р.Э, Романова Л.В,
при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р,
с участием прокурора - заместителя прокурора Республики Татарстан Наумовой Ю.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АГАВА" и кассационному представлению прокурора Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года, поступивших в Верховный Суд Республики Татарстан 1 и 19 ноября 2018 года, и гражданское дело по иску Шелковникова Александра Игоревича к обществу с ограниченной ответственностью "АГАВА" о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, истребованное судьёй Верховного Суда Республики Татарстан 7 ноября 2018 года и поступившее в Верховный Суд Республики Татарстан 16 ноября 2017 года.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Рашитова И.З, выслушав объяснения участников процесса, президиум
УСТАНОВИЛ:
Шелковников А.И. обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АГАВА" (далее - ООО "АГАВА") о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование иска Шелковниковым А.И. указано, что с 1 августа 2017 года он был принят на работу в ООО "АГАВА" на должность заместителя генерального директора по развитию операционной деятельности, ему поручено вести проекты по открытию гипермаркета "Мегастрой" по адресу: г.Казань, ул. Горьковское Шоссе, д. 28 и реконцепции действующих гипермаркетов как в г. Казани, так и за пределами Республики Татарстан.
Истец указывал, что добросовестно и в срок выполнял свои функциональные обязанности, однако приказом работодателя от 27 декабря 2017 года он привлечен к дисциплинарной ответственности за невыполнение трудовых обязанностей, 18 мая 2018 года работодателем в отношении него вынесены два приказа о дисциплинарном взыскании за невыполнение распоряжений работодателя. Приказом от 26 июня 2018 года, в соответствии с положением об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников ООО "АГАВА", он депремирован, и в этот же день трудовой договор с ним расторгнут на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Он полагает, что неисполнение им трудовых обязанностей не подтверждено, в связи с чем считает увольнение незаконным.
Ссылаясь на изложенное, истец просил признать незаконными и отменить приказы о дисциплинарном взыскании от 27 декабря 2017 года, 18 мая 2018 года, приказ о депремировании от 26 июня 2018 года, приказ об увольнении от 26 июня 2018 года, восстановить в должности заместителя генерального директора по развитию операционной деятельности, взыскать с ООО "АГАВА" средний заработок за время вынужденного прогула в размере 148124 рублей за период с 27 июня по 23 июля 2018 года, компенсацию морального вреда - 15000 рублей и расходы на оплату услуг представителя - 20000 рублей.
Ответчик иск не признал.
Решением Советского районного суда города Казани от 7 августа 2018 года иск Шелковникова А.И. удовлетворен частично, признаны незаконными приказы ООО "АГАВА" о дисциплинарном взыскании от 18 мая 2018 года, в пользу истца с ООО "АГАВА" взысканы компенсация морального вреда в размере 3000 рублей и 8000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года указанное решение суда в части отказа в иске о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула отменено с вынесением нового решения, которым приказ от 26 июня 2018 года об увольнении Шелковникова А.И. признан незаконным, он восстановлен на работе в должности заместителя генерального директора по развитию операционной деятельности, с ответчика в пользу истца взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 27 июня 2018 года по 18 октября 2018 года в размере 522465 рублей 94 копеек. В части компенсации морального вреда, расходов на представителя решение изменено, с ответчика в пользу истца взысканы компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, в возмещение расходов на услуги представителя - 15000 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "АГАВА" ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года и оставлении в силе решения Советского районного суда города Казани от 7 августа 2018 года.
В обоснование жалобы указано, что с Шелковниковым А.И. был заключен трудовой договор на определенный срок с 1 августа 2017 года по 31 июля 2018 года, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не было правовых оснований для восстановления истца на работе. Полагают, что дисциплинарные взыскания в отношении истца работодателем были применены правомерно.
В кассационном представлении прокурора Республики Татарстан также ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года в части удовлетворения требований о восстановлении истца на работе и принятии по делу нового судебного постановления об изменении даты увольнения на 31 июля 2018 года и формулировки основания увольнения по истечении срока трудового договора.
В обоснование представления указано, что судом апелляционной инстанции нарушен порядок вынесения решений по трудовым спорам об увольнении, предусмотренный частью 6 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При разрешении спора по делу такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шелковников А.И. был принят на работу в ООО "АГАВА" на должность заместителя генерального директора по развитию операционной деятельности на основании приказа о приеме работника на работу от 1 августа 2017 года N П-22. В этот же день между работником и работодателем подписан трудовой договор N22/17, в соответствии с пунктом 2.1 которого данный договор заключен на определенный срок (1 год) - с 1 августа 2017 года по 31 июля 2018 года.
Приказом от 27 декабря 2017 года N ДВ-21 Шелковников А.И. привлечен к дисциплинарной ответственности за невыполнение трудовых обязанностей.
18 мая 2018 года работодателем в отношении Шелковникова А.И. вынесены два приказа о дисциплинарном взыскании: N ДВ-9 за неисполнение пункта 3.12 должностной инструкции и N ДВ-10 за неисполнение распоряжения Президента компании. Основанием для вынесения обоих приказов послужило распоряжение Президента компании.
26 июня 2018 года приказом N 61 Шелковников А.И. в соответствии с положением об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников ООО "АГАВА", утвержденным 29 декабря 2008 года, был депремирован на 100%, а приказом N У-38 трудовой договор с Шелковниковым А.И. был расторгнут в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции усмотрел незаконность приказов о дисциплинарном взыскании от 18 мая 2018 года, однако не нашел оснований для восстановления истца на работе.
Суд апелляционной инстанции не согласился полностью с выводами суда первой инстанции, указав на то, что увольнение истца произведено с нарушением закона.
Между тем, частью 6 статьи 394 Трудового Кодекса Российской Федерации определено, что если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.
Поскольку трудовым договором от 1 августа 2017 года трудовые отношения были установлены на определенный срок - с 1 августа 2017 года до 31 июля 2018 года, то к моменту принятия судебной коллегией 18 октября 2018 года решения об удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе срок действия трудового договора уже истек, поэтому у суда апелляционной инстанции не было правовых оснований для восстановления истца на работе.
Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение нормы материального права является существенным, оно повлияло на исход дела, и без его устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) президиум полагает необходимым апелляционное определение отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе.
Кассационное представление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Председательствующий М.М. Хайруллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.