Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя ФГУП РК "Крымская железная дорога" Ждана С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
21 января 2019 года
жалобу "данные изъяты" на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее ФГУП РК "КЖД"),
установил:
постановлением начальника Крымского территориального отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Карманова С.М. от ДД.ММ.ГГГГ N ФГУП РК "КЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ФГУП РК "КЖД" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Железнодорожного районного суда г. Симферополя 15 ноября 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы отказано, а постановление должностного лица органа надзора за обеспечением транспортной безопасности оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, ФГУП РК "КЖД" ставит вопрос об отмене принятого в отношении ФГУП "КЖД" судебного акта и постановления должностного лица по надзору в сфере транспорта, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ФГУП РК "КЖД" Ждана С.А, поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ N была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГУП РК "КЖД" (л.д.140-145).
По результатам проверки главным государственным инспектором КТОНОТБ УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Дзюба В.А. вынесено предписание N, которым ФГУП РК "КЖД" обязано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
нарушения положений пп.3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N495 (далее - Требования), - субъектом транспортной инфраструктуры юридическим лицом ФГУП "КЖД" (далее СТИ) в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Симферополь - Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" обособленного подразделения "Центр организации работы железнодорожных вокзалов" - филиала ФГУП "КЖД" не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Симферополь - Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" обособленного подразделения "Центр организации работы железнодорожных вокзалов" - филиала ФГУП РК "КЖД" реестровый номер ЖВК416644 9 (далее-ОТИ) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования ОТИ (далее - критические элементы ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
нарушения положений пп. 7 п.5 Требований: юридическим лицом ФГУП РК "КЖД" не реализован План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала на станции Симферополь (реестровый номер ЖВК416644 (далее - Плана ОТБ) объекта транспортной инфраструктуры-железнодорожного вокзала Симферополь - Федерального государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" (обособленного подразделения "Центр организации работы железнодорожных вокзалов" - филиала ФГУП РК "КЖД", реестровый номер ЖВК416644 в соответствии с п. 22 Плана ОТБ);
нарушения положений пп.8 п. 5 Требований - СТИ. В целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ не обеспечено обращение со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и сведениями, содержащимися в плане ОТБ, которые являются информацией ограниченного доступа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.8 ст.5 Федерального закона от 09.01.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ N 16-ФЗ), пп. "б"), п.8 Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257, а, в частности, носители информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования" не находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры;
нарушения положений пп.9 п.5 Требований - СТИ. В целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ не утвердил в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а, в частности, не согласован с уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности с уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в помещениях, предоставленных субъектом транспортной инфраструктуры указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями, при наличии таковых (далее - порядок передачи данных);
нарушения положений пп.13 п.5 Требований - СТИ. На ОТИ допущены к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ лица, неподготовленные в соответствии со ст.12.1 Федерального закона N 16-ФЗ, а, в частности, не представлены документы о прохождении подготовки согласно списку "Наименование структурных подразделений и должностей" Симферопольского участка досмотра (15 инспекторов контрольно-пропускных пунктов и постов транспортной безопасности Симферопольского участка досмотра ОП "Центр обеспечения транспортной безопасности": ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22);
нарушения положений пп.14 п.5 Требований - СТИ. На ОТИ не обеспечено наглядное и доступное информирование всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части касающейся, в том числе о запрете прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (транспортных средствах), а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб либо к угрозе наступления таких последствий;
нарушения положений пп.27 п.5 Требований - СТИ. На ОТИ не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;
нарушения положений пп.28 п.5 Требований - СТИ. На ОТИ не обеспечено видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности;
нарушения пп.35 п.5 Требований - СТИ. Не обеспечен необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в соответствии со схемой размещения и составом оснащения контрольно-пропускных пунктов, постов в целях выявления (включая обнаружение, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, у проходящих физических лиц в багаже, ручной клади, личных вещах, иных материально-технических объектах и перемещаемых животных (далее - объекты досмотра) (на ОТИ отсутствуют КПП N, КПП N, КПП N, ПТБ N, указанные в п.13 Плана ОТБ, отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасностью данных, эксплуатационных и функциональных показателей);
нарушения положений пп.1 п.6 Требований - СТИ. ОТИ не оснащено техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале); обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время (далее - видеораспознавание) в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и заданное время (далее - видеомониторинг) по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; выявление нарушителя, в том числе оснащенного материальными объектами, которые могут быть использованы для проникновения на объект транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускного пункта, в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры; возможность интеграции и (или) совместного применения технических средств обеспечения транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений;
документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и на критическом элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; определение соответствия постоянного пропуска его предъявителю с применением биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и критическом элементе ОТИ в соответствии с порядком допуска физических лиц;
нарушения положений пп.3 п.6 Требований - СТИ. На ОТИ не проводится досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, из сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности (за исключением здания вокзала при перемещении объектов досмотра по сектору свободного доступа);
нарушения положений пп.10 п.6 Требований - СТИ. ОТИ не выявляет нарушителей, совершение или подготовку к совершению акта незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля не менее чем двумя работниками сил обеспечения транспортной безопасности выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей (на ОТИ не оборудован и не оснащен пункт управления транспортной безопасностью; отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасностью данных, эксплуатационных и функциональных показателей);
нарушения положений пп.11 п.6 Требований - СТИ. ОТИ не выявляет нарушителей, совершение или подготовку к совершению акта незаконного вмешательства на периметре границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (на ОТИ не оборудован и не оснащен пункт управления транспортной безопасностью; отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасностью данных, эксплуатационных и функциональных показателей; не привлечено подразделение транспортной безопасности);
нарушения положений пп.13 п.6 Требований - СТИ. ОТИ не обеспечивает реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами групп (группы) быстрого реагирования (на ОТИ: не оборудован и не оснащен пункт управления транспортной безопасностью; отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасностью данных, эксплуатационных и функциональных показателей; не привлечено подразделение транспортной безопасности, группа быстрого реагирования отсутствует).
О проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФГУП РК "КЖД" было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом последнего на уведомлении (л.д.139, 140).
ДД.ММ.ГГГГ УГАН НОТЕ ЮФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка железнодорожного вокзала Джанкой ФГУП РК "КЖД", осуществляющего свою деятельность по адресу: "адрес", на предмет исполнения ранее выданного инспекторского предписания от ДД.ММ.ГГГГ N.
По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому было установлено не выполнение требований пунктов 1-4, 6-14 и не в полном объеме выполнен пункт 5 ранее выданного инспекторского предписания от ДД.ММ.ГГГГ N.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором КТО НОТЕ Ространснадзора Пустовойтовым А.В. в отношении ФГУП РК "КЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 КоАП РФ N. На составление протокола об административном правонарушении ФГУП РК "КЖД" было уведомлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.133-138).
Постановлением начальника Крымского территориального отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Карманова С.М. от ДД.ММ.ГГГГ N ФГУП РК "КЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб. (л.д.102-112).
П.5 и 9 ст.1 ФЗ N 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя, в частности, железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, а субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Диспозицией ч.10 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Доказательств того, что инспекторское предписание от ДД.ММ.ГГГГ N, вынесенное главным государственным инспектором КТОНОТБ УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Дзюбой В.А. в адрес ФГУП РК "КЖД" было отменено в установленном законом порядке материалы дела не содержат. Кроме того, в судебном заседании суда второй инстанции представитель ФГУП РК "КЖД" Ждан С.А. пояснил, что инспекторское предписание от ДД.ММ.ГГГГ N не отменено.
Таким образом, указанное выше предписание являлось обязательным к исполнению ФГУП РК "КЖД" в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как судьей районного суда, так и судом второй инстанции доказательств, свидетельствующих о незаконности выданного Предприятию Предписания, не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о виновности ФГУП РК "КЖД" во вмененном ему правонарушении.
Ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: распоряжение начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.140-145); акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.113-125); протокол от ДД.ММ.ГГГГ N об административном правонарушении (л.д.133-138) и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении установлены, судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования дана им надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы Предприятия и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "КЖД" принимались меры для устранения нарушений, указанных в инспекторском предписании, а также направлялись в адрес УГАН НОТЕ ЮФО Ространснадзора уведомления о невозможности его исполнения по независящим от ФГУП РК "КЖД" причинам, заявителем не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.
Наказание ФГУП РК "КЖД" назначено в пределах санкции ч.10 ст.19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу "данные изъяты" оставить без удовлетворения,
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.