Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Зверева В.А. на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Зверева В.А. к УСЗН ЮВАО г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" от 28.02.2018г, обязании присвоить звание и выдать удостоверение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Зверев В.А. 12.04.2018 в лице представителя по доверенности Ямашева Д.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮВАО г. Москвы, третье лицо - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 68-73) просил о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж, имеет ведомственные знаки отличия в труде, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представители ответчика, третьего лица иск не признали.
03.07.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Зверев В.А. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Ямашевым Д.М, направленной в суд 03.08.2018.
В заседании судебной коллегии представитель истца Зверева В.А. по доверенности Ямашев Д.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Петрова У.А, третьего лица ДТСЗН г. Москвы по доверенности Краснова Е.Н. против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе трудовой книжки, военного билета, что Зверев В.А, **** года рождения, начал трудовую деятельность **** на Московском радиозаводе, в период срочной службы в рядах Советской Армии с **** по **** приказом командира войсковой части ***** от 01.10.1983 был награжден нагрудным знаком "За отличие в службе" 2 степени, решением ЦК ЛКСМ ВВ МВД СССР от 24.11.1984 знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец XI пятилетки" 1 степени, а в период работы водителем в Люберецком ПОГАТ Мособлавтотранса с **** по **** был награжден почетной грамотой и ему присвоено почетное звание "Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1986 года", а также почетной грамотой и нагрудными значками "За работу без аварий" 2 и 3 степени за многолетнюю работу без дорожно-транспортных происшествий, выданными от имени Коллегии Министерства автомобильного транспорта РСФСР и Президиума ЦК Профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог от 04.09.1991 и 05.10.1992 (л.д. 18-53).
14.02.2018 Зверев В.А. обратился в отдел социальной защиты населения района Кузьминки УСЗН ЮВАО г. Москвы по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения, однако решением ответчика от 28.02.2018 ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а представленные документы о награждении таковым ведомственным знаком отличия в труде не являются (л.д. 16-17).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом требований и критериев Федерального закона "О ветеранах".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 31.07.1963 N 939 "О дополнительных мерах по предупреждению аварий на автомобильном транспорте" указанный нагрудный значок "За безаварийную работу" учрежден в целях предупреждения аварий и для шоферов, работающих на автомобилях без дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения; знак "Молодой гвардеец XI пятилетки" учрежден Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26.03.1981 N 304 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", а нагрудный знак "За отличие в службе" I и II степени учрежден приказом МВД СССР для поощрения солдат, сержантов, курсантов, военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и офицеров внутренних войск за умелые действия по обеспечению общественного порядка, предупреждению и ликвидации побегов преступников, задержанию нарушителей запретных зон, пропускного режима, проявленные при этом смелость и решительность.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Зверева В.А, поскольку представленные истцом почетные грамоты и нагрудные значки не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения указаны именно безаварийность, либо успешное выполнение и перевыполнение заданий пятилетки, либо умелые действия в период срочной службы, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что нагрудные значки "За безаварийную работу", "За отличие в службе" учреждены органами государственной власти - Совмином РСФСР, МВД СССР, Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95 отнесены к ведомственным знакам, а трудовой стаж истца составляет более 40 лет.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что указанные истцом награды как меры поощрения не дают оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти именно за продолжительный добросовестный труд.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда города Москвы от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зверева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.