Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Г. А.И. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Г. А.И. к Федеральной службе охраны Российской Федерации об обязании сохранить право на получение медицинской помощи в военной поликлинике отказать.
УСТАНОВИЛА:
Г. А.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе охраны российской Федерации (далее - ФСО России), в котором просил обязать ответчика сохранить за ним право получения бесплатной медицинской помощи в военной поликлинике, взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 руб, расходы по оплате госпошлины, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что был уволен с военной службы в запас по пп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечению срока службы, календарная выслуга лет на 30.11.2017 г. составляет 35 лет. При увольнении в отделе пенсионного обеспечения и социальной защиты ФСО России истца уведомили, что медицинское обслуживание истца не предусмотрено, что, по мнению истца, нарушает положения ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика и третьего лица в суде исковые требования не признали.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец Г. А.И. по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик - ФСО России на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Г. А.И, представителя третьего лица ФГКУ Поликлиника N* К. И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г. А.И. с ***2017 г. является военным пенсионером, имеет выслугу лет, учитываемую при назначении и определении размера пенсии, в 22 года 11 месяцев 10 дней.
Из искового заявления и пояснений истца следует, что свои требования он мотивирует наличием у него права на социальные гарантии, предусмотренные ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как лица, имеющего общую выслугу лет более 20 лет.
Вместе с тем, указанные доводы истца обоснованно признаны судом не соответствующими положениям действующего законодательства.
Так, право военнослужащих и других, приравненных к ним лиц, на бесплатную медицинскую помощь обеспечивается в соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. N 1237 предусмотрено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении (п. 7 ст. 3).
Г. А.И. уволен в военной службы по пп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта, при этом продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет менее 25 лет, соответственно прав на вышеуказанное социальное обеспечение он не приобрел, при этом учитывая основания увольнения Г. А.И. с военной службы, его доводы о том, что в льготном исчислении продолжительной военной службы составляет около 35 лет, правового значения не имеют.
В этой связи, учитывая, что основанием для предоставления льгот, предусмотренных ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является наличие у уволенного с военной службы лица, определенной в п. 5 данной статьи общей продолжительности свыше 25 лет именно военной службы, которая у истца составила согласно материалам дела лишь 22 года 11 месяцев 10 дней, прав на вышеуказанное социальное обеспечение он не приобрел.
Доводы истца об обратном основаны на неверном субъективном толковании заявителем норм права и не могут являться основаниями для отмены решения суда.
Доводы истца о наличии у него общей выслуги лет около 35 лет, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку в силу вышеприведенных положений закона право на предусмотренные ст. 16 названного Федерального закона льготы наличие выслуги не влечет.
В силу положений п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 914 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помимо непосредственно военной службы, засчитывается служба в милиции (полиции) наряду с периодами служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, а также иные предусмотренные данным пунктом Порядка виды службы.
Из вышеизложенного следует, что выслуга лет на пенсию - это определенная в календарном и льготном исчислении общая продолжительность не только непосредственно военной службы, понятие которой определено вышеуказанным Федеральным законом, но и иные периоды, предусмотренные положением, для исчисления пенсий, компенсаций и пособий.
С учетом изложенного решение суда об отказе Г. А.И. в удовлетворении исковых требований, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для предоставления социальных гарантий, является обоснованным и законным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.