Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Максимовой Е.В,
судей Князева А.А, Артюховой Г.М,
при секретаре Илюткиной О.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В.
дело по апелляционной жалобе истца Евтиной Г.Т. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Евтиной Г.Т. к ООО "Почта-Сервис" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Евтина Г.Т. обратился в суд с иском к ответчику с учетом уточненных требований об обязании выплатить приз, взыскании денежной компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что истец принимала участие в акциях, проводимых ответчиком, была признана ответчиком победителем акций, однако до настоящего времени приз истцу вручен не был. В связи с этим истец просит суд обязать ответчика выплатить ему приз в сумме * руб, взыскать компенсацию морального вреда в размере * руб.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Кочубеева М.Н. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представила суду письменные возражения на иск, которые поддержала в настоящем судебном заседании.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец Евтина Г.Т. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Евтина Г.Т. в суд апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержала, пояснила, что на протяжении длительного периода времени с *г. принимала участие в акциях, делала заказы, в каждом письме ей сообщалось о выигрыше, с ней неоднократно связывались по телефону сотрудники фирмы, говорили что вот-вот она будет приглашена для вручения приза, однако все условия акции ответчиком были нарушены, приз ей вручен не был, она оказалась обманутой.
Представитель ответчика ООО "Почта Сервис" по доверенности Винтоник В.В. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы истца просила отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что что в период с *г. по *г, *г. по *г, *г. по *г. ООО "Почта Сервис" проводились маркетинговые акции с денежным призом.
Целью проведения маркетинговых акций являлось продвижение новых товаров по каталогам.
В рамках этих акций клиентам, приглашенных к участию, были направлены различные каталоги новых товаров и наборы документов информационного характера. Все получатели документов информационного характера с условиями акции объявляются победителями, однако обладатели денежных призов, согласно условий проведения маркетинговой акции, определяются в финале маркетинговых акций решением специальной комиссии, с учетом суммы заказа и даты поступления заказа, факта поступления в полном объеме оплаты по данному заказу из числа зарегистрированных участников, выполнивших необходимые условия заказа и оплаты товаров.
Как следует из искового заявления, истец в рамках проводимых акций выполнил условия для участия в ней, приобрел различные товары, в результате чего получил уведомление от ответчика о том, что стал победителем акции и выиграл денежный приз, однако до настоящего времени приз истцу вручен не был.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика пояснил, что истцом не представлено доказательств, которые подтвердили участие истца в вышеуказанных маркетинговых акциях, следовательно, истцом не исполнены условия маркетинговой акции по максимальной сумме заказа, в связи с чем истец не мог претендовать на получение призов проводимых ответчиком маркетинговых акций. Обладатель главного приза определяется в финале акции, специальной уполномоченной комиссией, с учетом суммы заказа и даты поступления заказа, оплаты заказа.
Согласно Уставу ООО "Почта Сервис" к основным направлениям деятельности Общества относится оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, в том числе почтовая торговля и торговля по заказам; маркетинговые услуги.
Маркетинговые акции проводятся в определенный период времени. По условиям акций каждый клиент, заказавший и оплативший выбранный товар, может принять участие в маркетинговой акции.
Клиент, заказавший в период проведения маркетинговой акции товар на самую большую сумму среди иных участников акции, получает Главный денежный приз (согласно Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов). Призовой фонд формируется за счет собственных средств Общества.
Комиссия своим решением в сроки, предусмотренные условиями проведения каждой маркетинговой акции, определяет получателя Главного денежного приза способом отбора, согласно определенным критериям (не случайным образом).
Клиент по собственному усмотрению принимает или не принимает решение о заказе и оплате товара. В случае принятия решения о заказе товара, клиент выбирает из каталога товар и направляет квитанцию об оплате товара, и бланк заказа с указанием выбранного товара в адрес Общества.
Таким образом, между клиентом и Обществом заключается договор купли-продажи товара, и клиент автоматически становится зарегистрированным участником маркетинговой акции.
Указанные акции не являются игрой, конкурсом, лотереей, публичным обещанием награды или иным мероприятием, основанным на риске, о чем ранее неоднократно сообщалось Истцу в условиях акций, размещенных в наборах документов информационного характера.
Условия акции для удобства получателей документов информационного характера размещены внутри каждого конверта с такими документами. Так, из пункта 2 условий проведения маркетинговой акции следует, что "Все получатели документов информационного характера объявляются победителями. Термин "победитель" означает, что данный клиент выбран организатором среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участвовать в акции и претендовать на призы при выполнении определенных условий. Под ответом в документах информационного характера понимается, помимо направления организатору заполненного бланка заказа, оплата этого заказа клиентом".
Из пункта 4 условий следует критерий выбора Главного победителя и получателя Главного приза - максимальная сумма заказов в акции.
Документы, направленные Истцу не являются правоустанавливающими, влекущими юридические последствия и свидетельствующими о возникновении у него права собственности на спорные денежные суммы. По своему содержанию они не являются финансовыми документами, так как не отвечают требованиям, предъявляемым к таким документам.
Согласно "Правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов" в финале маркетинговой акции неслучайным образом специальной комиссией из числе зарегистрированных участников будут определения обладатели призов маркетинговой акции: обладатель Главного приза - Главный победитель - клиент, сделавший заказы товаров из предложенного организатором каталога на максимальную сумму; обладатель второстепенного приза за скорость - клиент, первым сделавший и оплативший заказ; обладатель второстепенного приза - клиент, первым сделавший и оплативший заказ на сумму, превышающую мотивационный порог, установленный в бланке заказа. Денежные призы маркетинговой акции перечисляются из единственных обладателям единовременный платежом в порядке и сроки, предусмотренные "Правилами проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов", за вычетом предусмотренных действующим законодательством налогов.
Как следует из документов, представленных ответчиком, в финале спорных акций, обществом на основании результатов выбраны Главные победители в соответствии с утвержденными у ответчика внутренними нормативными актами.
Поскольку истца нет среди лиц, ставших обладателями денежных призов по маркетинговым акциям, проводимыми в вышеуказанный период, определенным комиссией по рассмотрению итогов отбора победителей акций, победители маркетинговых акций выбраны в соответствии с утвержденными внутренними нормативными актами, оснований для применения положений ст. 1055 ГК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Евтиной Г.Т. о взыскании с ответчика суммы денежного приза, поскольку они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Действительно, по условиям маркетинговых акций у ответчика перед истцом не возникло каких-либо обязательств по выплате денежных призов. Положения ст. 309 ГК РФ ответчиком перед истцом не нарушены.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их не правильными, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда в части отсутствия оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы денежного приза, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в целом доводы жалобы повторяют позицию, изложенную истцом в исковом заявлении, и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой доказательств по делу, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ не может являться основанием к отмене решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании денежного приза, исходя из того, что судом не установлено нарушений прав истца действиями ответчика по проведению маркетинговых акций, в требованиях истца о взыскании в ее пользу денежной компенсации морального вреда отказал, с чем судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 10 Закона "О защите прав потребителя", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как следует из п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ, не допускается недобросовестная или недостоверная реклама.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Кроме того, в силу пункта 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
Согласно положениям ст. 9 указанного Закона, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Учитывая, что участие в маркетинговой акции, проводимой ответчиком, обуславливалось исключительно приобретением товаров у ответчика, соответственно, данная акция являлась стимулирующим мероприятием для приобретения потребителями товаров.
Соответственно, исходя из смысла Закона "О рекламе", а также Закона "О защите прав потребителей", информация о проведении стимулирующего мероприятия должна быть легко читаемой, расположенной в доступном для обозрения месте, соответствовать действительности.
Все материалы, направленные истцу ответчиком содержат заголовки о том, что Евтина Г.Т. является главным победителем, для получения приза ей необходимо только прислать ответ с согласием на получение приза, вложение истцу в конверт образцов платежных поручений на перечисление крупного денежного приза на его имя, что приз зарезервирован для нее, открытие счета на ее имя, о единственном уведомлении адресата о принятии окончательного решения, что специально для Евтиной Г.Т. подготовлена упрощенная процедура для вручения приза, что она приглашается для вручения приза, для нее зарезервирован номер в гостинице, удостоверение победителя, купонов о выигрыше и т.п. - все эти обращения к истцу выполнены крупно и яркими цветами на первых страницах.
Между тем, сноски и действительные условия акций изложены в труднодоступных местах, внутри конвертов, выполнены однообразным мелким шрифтом без каких либо выделений и пробелов, что с учетом преклонного возраста истца, не позволяло ей должным образом оценить соответствие действительности заголовков, напечатанных крупным шрифтом, а также вероятность действительного получения обещаемых денежных средств.
Оценивая в совокупности представленные истцом материалы рекламного характера, коллегия приходит к выводу, что приложения к каталогам товаров сведений об участии истца в розыгрыше призов, не соответствовали действительности в части сообщения ей о том, что она является победителем и выиграла приз, вводили истца в заблуждение, таким образом, недобросовестным способом стимулируя истца на приобретение новых товаров.
В силу ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом ( п. 3 ст. 10 ГК РФ).
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков ( п. 4 ст. 10 ГК РФ).
В свете указанных норм, действия ответчика нельзя считать добросовестными, а товары, приобретенные истцом по каталогам в связи с обещанием получения денежного приза, фактически являлись навязанными, не соответствовали реальной воли потребителя, который, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы сделку по приобретению товара, если бы знал о действительном положении дел.
Указание в условиях проведения акции на то, что по условиям акции, термин победитель означает, что данный клиент выбран организатором среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участия в акции, противоречит общепринятом значению слова "победитель". Смысл, вкладываемый ответчиком в термин "победитель" не доведен до истца в материалах информационно-рекламного характера доступным и наглядным способом тем же шрифтом и цветом, которым указано о признании клиента (истца) победителем.
С учетом установленных по делу обстоятельств, коллегия полагает, что к возникшим правоотношениям подлежит применению нормы Закона 38-ФЗ "О рекламе" и Закона РФ "О защите прав потребителей", и приходит к выводу о нарушении прав потребителя, а также о нарушении ответчиком закона о рекламе, что повлекло нравственные страдания истца, в связи с чем применительно к положениям ст. 38 п. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" полагает подлежащим взысканию в её пользу компенсации морального вреда. С учетом степени вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, исходя из возраста истца, размер компенсации коллегия определяет в 50000 руб.
В связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Постановить по делу в данной части требований новое решение, которым взыскать с ООО "Почта-Сервис" в пользу Евтиной Г.Т. компенсацию морального вреда в сумме * руб.
В остальной части решение Савеловского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.