Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено: "Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0013006:19526, общей площадью 435,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 53 873 000 (пятьдесят три миллиона восемьсот семьдесят три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0002001:8549, общей площадью 97 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 13 767 000 (тринадцать миллионов семьсот шестьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0002001:8561, общей площадью 127 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 16 950 000 (шестнадцать миллионов девятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0013006:19526, общей площадью 435,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, нежилых помещений с кадастровым номером 77:05:0002001:8549, общей площадью 97 кв.м, с кадастровым номером 77:05:0002001:8561, общей площадью 127 кв.м, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений считать дата."
УСТАНОВИЛА:
наименование организации (далее наименование организации) дата (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место дата) обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0013006:19526, общей площадью 435,7 кв. м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, с кадастровым номером 77:05:0002001:8549, общей площадью 97 кв. м, с кадастровым номером 77:05:0002001:8561, общей площадью 127 кв. м, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 45 655 084, 75 рубля, 11 666 949, 15 рублей, 14 364 406, 78 рублей соответственно.
Свои требования наименование организации мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилых помещений.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Представитель административного истца наименование организации (по доверенности) Беспалова А.В. в судебное заседание явилась; исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, наименование организации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что наименование организации на праве собственности принадлежат помещения нежилого назначения, с кадастровым номером 77:07:0013006:19526, общей площадью 435,7 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, с кадастровым номером 77:05:0002001:8549, общей площадью 97 кв. м, с кадастровым номером 77:05:0002001:8561, общей площадью 127 кв. м, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:07:0013006:19526, 77:05:0002001:8549, 77:05:0002001:8561 по состоянию на дата составила 91 880 856, 06 рублей, 15 298 247, 33 рублей, 19 753 637, 15 рублей соответственно.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости административным истцом представлен отчёт об оценке от дата N 1105/011/17, составленный наименование организации (далее отчёт N 1105/011/17), согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:07:0013006:19526, 77:05:0002001:8549, 77:05:0002001:8561 по состоянию на дата определена в размере 56 961 929 рублей, 9 780 654 рубля, 12 805 598 рублей соответственно.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от дата N 51-30641/2017 отклонено заявление наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объектов недвижимости, определённой в отчёте об оценке, от их кадастровой стоимости, определением суда от дата по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчёта N 1105/011/17 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 3А-1243/2018 от дата, составленному наименование организации, отчёт N 1105/011/17 не соответствует требованиям Федерального закона от дата N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:07:0013006:19526, 77:05:0002001:8561, 77:05:0002001:8549 по состоянию на дата составляет 53 873 000 рублей, 16 950 000 рублей, 13 767 000 рублей соответственно.
На основании заключения эксперта наименование организации административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:07:0013006:19526, 77:05:0002001:8549, 77:05:0002001:8561 в размере рыночной, определённой на основании заключения эксперта и в дальнейшем уменьшенной им на величину НДС - 45 655 084, 75 рубля, 11 666 949, 15 рублей, 14 364 406, 78 рублей соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.