Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено: "Административное исковое заявление наименование организации об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003006:121, площадью 15 656 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 638 640 000 (шестьсот тридцать восемь миллионов шестьсот сорок тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003006:120, площадью 124 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 5 058 000 (пять миллионов пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003006:5653, площадью 2 041 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 83 256 000 (восемьдесят три миллиона двести пятьдесят шесть тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, площадью 15 656 кв.м, 77:03:0003006:120, площадью 124 кв.м, 77:03:0003006:5653, площадью 2 041 кв.м, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков считать дата."
УСТАНОВИЛА:
наименование организации (далее наименование организации) дата (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место дата) обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, площадью 15 656 кв.м, 77:03:0003006:120, площадью 124 кв.м, 77:03:0003006:5653, площадью 2 041 кв.м, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24, принадлежащих ему на праве аренды, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 380 175 000 рублей, 3 011 000 рублей, 49 560 000 рублей соответственно, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата.
Свои требования наименование организации мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Представитель административного истца наименование организации (по доверенности) Суслов Р.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Моисеев А.И, представляющий также на основании доверенности интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, требования административного истца не признал.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, заинтересованного лица наименование организации, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, наименование организации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что наименование организации на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, площадью 15 656 кв.м, 77:03:0003006:120, площадью 124 кв.м, 77:03:0003006:5653, площадью 2 041 кв.м, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл. 24, что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N М-03-018934 от дата, заключённым административным истцом с Московским земельным комитетом, по условиям которого земельный участок передан арендатору на условиях долгосрочной аренды сроком до дата для целей завершения строительства гостиницы и дальнейшей ее эксплуатации, дополнительным соглашением к нему, а также договором аренды земельного участка N М-03-048741 от дата, заключённым административным истцом с Департаментом городского имущества города Москвы, по условиям которого земельные участки переданы арендатору на условиях долгосрочной аренды сроком до дата для целей эксплуатации здания гостиницы.
Постановлением Правительства Москвы от дата N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на дата.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, 77:03:0003006:120, 77:03:0003006:5653 по состоянию на дата составила 1056951120, 08 рублей, 8377474, 72 рубля, 138663213, 26 рублей.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости административным истцом представлен отчёт N 41-10/Н-17 от дата, составленный наименование организации (далее отчёт N 41-10/Н-17), согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, 77:03:0003006:120, 77:03:0003006:5653 по состоянию на дата составляет 380 175 000 рублей, 3 011 000 рублей, 49 560 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от дата N 51-6288/2018 отклонено заявление наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объекта недвижимости, определённой в отчёте об оценке, от его кадастровой стоимости, определением суда от дата по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчёта N 41-10/Н-17 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Союзу Финансово-экономических судебных экспертов.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 135/ЗЭ/2018 от дата, составленному Союзом Финансово-экономических судебных экспертов, отчёт N 41-10/Н-17 не соответствует требованиям Федерального закона от дата N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003006:121, 77:03:0003006:120, 77:03:0003006:5653 по состоянию на дата по результатам судебной экспертизы составляет 638 640 000 рублей, 5 058 000 рублей, 83 256 000 рублей соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.