Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено: "Установить по состоянию на дата кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001010:11 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 31 корп.1 в размере 228 143 072 руб. на период с дата и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить по состоянию на дата кадастровую стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д. 31 в размере 347 447 227 руб. на период с дата и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать".
УСТАНОВИЛА:
Административный истец наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить:
- по состоянию на дата кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001010:11 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, вл.31 корп.1 равной рыночной стоимости в размере 88 622 921 руб.
- по состоянию на дата кадастровую стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.31 равной рыночной стоимости в размере 266 034 690 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимости. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, налоговая база по которому исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Также административный истец является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка. Размер земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001010:11 утверждена постановлением Правительства Москвы от дата N 791-ПП в размере 282 838 845 руб.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 утверждена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от дата, внесена в единый государственный реестр недвижимости дата и определена в размере 476 322 352,86 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику наименование организации за составлением отчета об оценке рыночной стоимости здания и земельного участка. Согласно отчету об оценке N 17-20958/2 от дата рыночная стоимость объекта капитального строительства (здания) по состоянию на дата составляет 266 034 690 руб. Согласно отчету об оценке N 17-20958/1 от дата рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дата составляет 88 622 921 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от дата заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства в размере, определенном в заключении эксперта, в отношении определенной в экспертизе рыночной стоимости земельного участка возражал, полагая необходимым определить рыночную стоимость земельного участка в соответствии с отчетом об оценке N 17-20958/1 от дата
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, наименование организации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является обладателем прав на следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 77:03:0001010:11 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, вл.31 корп.1.
- объект капитального строительства (здание) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.31.
В отношении данных объектов недвижимости административный истец является плательщиком обязательных платежей, размер которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001010:11 утверждена постановлением Правительства Москвы от дата N 791-ПП в размере 282 838 845 руб.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 утверждена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от дата, внесена в единый государственный реестр недвижимости дата и определена в размере 476 322 352,86 руб.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные наименование организации.
Согласно отчету об оценке N 17-20958/2 от дата рыночная стоимость объекта капитального строительства (здания) по состоянию на дата составляет 266 034 690 руб. Согласно отчету об оценке N 17-20958/1 от дата рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дата составляет 88 622 921 руб.
Данные отчеты об оценке представлялись административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от дата заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от дата по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Финконсалт-Центр.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке, представленные административным истцом при обращении с иском в Московский городской суд, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов по результатам судебной экспертизы определена в следующем размере:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001010:11 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, вл.31 корп.1 по состоянию на дата в размере 228 143 072 руб.
- в отношении объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:03:0001010:1063 по адресу: г. Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.31 по состоянию на дата в размере 347 447 227 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.