Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено:
Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:1109, общей площадью 21 349 кв. м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 1 659 770 000 (один миллиард шестьсот девяносто один миллион тридцать три тысячи девятьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:44, площадью 3 562 кв.м, расположенного но адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 9, 10, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 97 268 000 (сто двадцать девять миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:62, площадью 4 771 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 8, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 238 183 000 (сто семьдесят миллионов семьсот тридцать пять тысяч триста) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:1109, общей площадью 21 349 кв. м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:44, площадью 3 562 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 9, 10, земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:62, площадью 4 771 кв.м, расположенного но адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 8.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и по дата.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, земельных участков считать дата,
УСТАНОВИЛА:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения, просило об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером 77:02:0021006:1109, общей площадью 21 349 кв. м, расположенного но адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8, собственником которого оно является, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 1 659 770 000 рублей. Также административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровым номером 77:02:0021006:44, площадью 3 562 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 9, 10, и кадастровым номером 77:02:0021006:62, площадью 4 771 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 8, принадлежащих ему на праве аренды, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию па дата в размере 97 268 000 рублей и 238 183 000 рублей соответственно, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата.
Свои требования наименование организации мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что наименование организации на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0021006:1109, общей площадью 21 349 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата серии 77 АД N 342841.
Также наименование организации на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021006:44, площадью 3 562 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 9, 10, что подтверждается договором аренды земельного участка N М-02-509806 от дата и дополнительными соглашениями к нему, и земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021006:62, площадью 4 771 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Новодмитровская, вл. 5А, стр. 8, что подтверждается договором аренды земельного участка N М-02-028686 от дата.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на дата кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:1109 составила 1 924 037 848,41 рублей.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0021006:44 и 77:02:0021006:62 по состоянию па дата составила 228 485 986,04 и 301 515 940,44 рублей соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчёты от дата NN 06/08.11, 02/08.11, 07/08.11 составленные наименование организации (далее отчёты от дата NN 06/08.11, 02/08.11, 07/08.11), согласно которым по состоянию на дата рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:02:0021006:1109 определена в размере 1 691 033 900 рублей, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0021006:44 и 77:02:0021006:62 на ту же дату - в размере 129 898 000 и 170 735 300 рублей соответственно.
С учетом того, что представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, а также поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено НПСЭО "СОЮЗ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 150/18 от дата, составленному наименование организации, отчёты от дата NN 06/08.11, 02/08.11, 07/08.11 не соответствуют требованиям Федерального закона от дата N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названных отчётах, не подтверждается; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:1109 по состоянию па дата но результатам судебной экспертизы составляет 1 659 770 000 рублей, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0021006:44 и 77:02:0021006:62 по состоянию на ту же дату составляет 97 268 000 и 238 183 000 рублей соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований полагать, что административным истцом не соблюден досудебный порядок, а также о том, что установленная кадастровая стоимость не затрагивает права и законные интересы административного истца, не усматривается.
Так, из материалов дела усматривается, что наименование организации обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра но г.Москве дата.
Из ответа Комиссии, оформленного уведомлением об отказе в принятии документов N 51-11139/2016 от дата, следует, что заявление наименование организации подано с нарушением срока, так как постановлениями Правительства Москвы N 791-ГШ от дата "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на дата", N 790-1111 от дата "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении земель и объектов капитального строительства в городе Москве; для спорных нежилого здания, земельных участков определена новая кадастровая стоимость по состоянию на дата, о чем внесены сведения в Единый государственный кадастр недвижимости. Прежняя кадастровая стоимость нежилого здания, земельных участков является неактуальной, поэтому по основанию, предусмотренному абзацем десятым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление наименование организации не принято Комиссией к рассмотрению.
Однако согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки, утверждённые постановлениями Правительства Москвы NN 790-ПП, 791-ПП, подлежат применению для исчисления размера арендной платы, налога на имущество организаций с дата, а в дата применялась кадастровая стоимость нежилого здания, земельных участков, установленная по состоянию на дата.
В данном конкретном случае, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что пропуск наименование организации срока для обращения в Комиссию не свидетельствует об утрате его права на обращение в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, земельных участков при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей исчисления размера налога па имущество организаций, арендной платы.
Поскольку требования наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости поданы в Комиссию дата, то есть в период, когда сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, указанная кадастровая стоимость могла быть пересмотрена в судебном порядке, а сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и по дата.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.