Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда
в составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 8 октября 2018 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Большая Бронная" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в отношении следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: *****:
- нежилого помещения общей площадью 769,70 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75582000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 318,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44753000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 743,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 85858000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 759,20 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 83834000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 335,20 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44052000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 700,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 91374000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,40 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 4233000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 726,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 96102000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 4916000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 309,60 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 46855000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 30,50 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5393000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 21,90 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 3872000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,80 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5269000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 34,50 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 6100000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Большая Бронная" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 28 апреля 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Большая Бронная" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного (уточненного) административного искового заявления просит установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в отношении нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: *********, в частности:
- нежилого помещения общей площадью 769,70 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75582000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 318,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44753000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 743,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 85858000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 759,20 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 83834000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 335,20 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44052000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 700,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 91374000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,40 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 4233000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 726,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 96102000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,10 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 4916000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 309,60 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 46855000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 30,50 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5393000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 21,90 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 3872000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,80 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5269000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 34,50 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 6100000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 13 апреля 2018 г. N13/18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Эксперт". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 16 мая 2018 г. N51-12446/2018 отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Большая Бронная" - Поротиков Д.Ю, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Геворков И.С, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилые помещения, расположенные расположенных в здании по адресу: ****, в частности: нежилое помещение общей площадью 769,70 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 318,10 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 743,10 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 759,20 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 335,20 кв.м. с кадастровым номером ****, нежилое помещение общей площадью 700,30 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 25,40 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 726,30 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 29,10 кв.м. с кадастровым номером ******, нежилое помещение общей площадью 309,60 кв.м. с кадастровым номером ****** нежилое помещение общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером ******, нежилое помещение общей площадью 30,50 кв.м. с кадастровым номером ******, нежилое помещение общей площадью 21,90 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 29,80 кв.м. с кадастровым номером ******, нежилое помещение общей площадью 34,50 кв.м. с кадастровым номером ****, нежилое помещение общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами ****; утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 28 июля 2017 г. в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами **** утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 2 августа 2017 г. в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами ***** утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 30 октября 2017 г. в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами *****.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 28 апреля 2018 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 16 мая 2018 года N51-12446/2018 отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 13 апреля 2018 г. N13/18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Эксперт". В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 30 июля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 30 августа 2018 г. N231/08/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" Туева О.В.:
1). Отчет об оценке 13 апреля 2018 г. N13/18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Эксперт", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: г.Москва, ул. Большая Бронная, дом 23, строение 1, составляет:
- нежилого помещения общей площадью 769,70 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75582000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 318,10 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44753000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 743,10 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 85858000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 759,20 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 83834000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 335,20 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 44052000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 700,30 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 91374000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,40 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 28 июля 2017 г. в размере 4233000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 726,30 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 96102000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,10 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 2 августа 2017 г. в размере 4916000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 309,60 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 46855000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 30,50 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5393000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 21,90 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 3872000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,80 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5269000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 34,50 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 6100000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,30 кв.м. с кадастровым номером *****по состоянию на 30 октября 2017 г. в размере 5181000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости в размере, как это определено в заключении судебной экспертизы.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 8 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.