Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес на решение Московского городского суда от 01 ноября 2018г, которым постановлено: "Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость:
- здания с кадастровым номером... по адресу: адрес размере сумма
- земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес размере сумма
Установить по состоянию на 03 ноября 2016 года кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 в размере сумма
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 июля 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости".
УСТАНОВИЛА:
Административный истец АО "Первый автокомбинат имени Г.Л. Краузе" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость:
- здания с кадастровым номером... по адресу: адрес равной рыночной в размере сумма;
- земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес равной рыночной в размере сумма
Также административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 03 ноября 2016 года земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 равной рыночной в размере сумма
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником объекта капитального строительства (здания) и арендатором земельных участков. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, налоговая база по которому исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Арендная плата по условиям договоров аренды земельных участков также исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, арендованного истцом, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере сумма по состоянию на 01 января 2016 года.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером... по адресу: адрес, принадлежащего истцу, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере сумма по состоянию на 01 января 2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 определена по состоянию на 03 ноября 2016 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 03.02.2017г, рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП и утверждена в размере сумма
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился в ООО "АС эксперт" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости здания и земельных участков.
Согласно отчету об оценке N 107/05/2018 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером... по адресу: адрес составляет сумма
Согласно отчету об оценке N 106/05/2018/2 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес составляет сумма
Согласно отчету об оценке N 106/05/2018/1 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 составляет сумма
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 19.07.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с результатами проведенной по делу судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества адрес.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект капитального строительства (здание) с кадастровым номером... по адресу: адрес, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 01.07.2008г.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером... по адресу: адрес, принадлежащего истцу, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере сумма по состоянию на 01 января 2016 года.
На основании договора аренды от 23.12.2016г. N М-08-050062 истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, арендованного истцом, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере сумма по состоянию на 01 января 2016 года.
На основании договора аренды от 12.12.2016г. N М-08-049991 истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 определена по состоянию на 03 ноября 2016 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 03.02.2017г, рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП и утверждена в размере сумма
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные ООО "АС Эксперт".
Согласно отчету об оценке N 107/05/2018 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером... по адресу: адрес составляет сумма
Согласно отчету об оценке N 106/05/2018/2 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес составляет сумма
Согласно отчету об оценке N 106/05/2018/1 от 30.05.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 составляет сумма
Данные отчеты об оценке представлялись административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 19.07.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 18 сентября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Московское городское бюро оценки и экспертизы".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 59/2018 отчеты об оценке, представленные административным истцом при обращении в суд, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом в следующем размере:
- в отношении здания с кадастровым номером... по адресу: адрес размере сумма
- в отношении земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес размере сумма
- в отношении земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес строен. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,13,14, 16,19,20 в размере сумма
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.