Московский городской суд в составе судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1273/2018 по административному исковому заявлению фио, действующей в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные, фио, фио об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: *, расположенных в здании по адресу: адрес, установленной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес по состоянию на дата" по состоянию на дата для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером: * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма. Административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений равной рыночной, определённой в соответствии с отчётом об оценке от дата N ОО2017А-159, подготовленный наименование организации, по состоянию на дата для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административные истцы полагают, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
В связи с выводами, проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, административные истцы уточнили свои требования и просили установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённой по состоянию на дата для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
В настоящем судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес, возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Административные истцы, представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, объяснения представителя административного ответчика Правительства Москвы, представляющего также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от дата N 135-ФЗ юридические и физические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Как установлено судом и следует из материалов дела фио, паспортные данные, законным представителем которого является фио, принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером *.
фио является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: *.
фио является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *.
Указанные нежилые помещения, расположены в здании по адресу: адрес.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес" кадастровая стоимость по состоянию на дата установлена для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от дата, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включено здание, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие административным истцам.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административных истцов. Принадлежащие административным истцам нежилые помещения являются объектами налогообложения по налогу на имущество с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от дата N ОО2017А-159, подготовленный наименование организации, в котором определена рыночная стоимость по состоянию на дата для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от дата по ходатайству представителя административных истцов назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от дата отчёт об оценке от дата N ОО2017А-159, подготовленный наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая в отчёте рыночная стоимость объектов оценки не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на дата определена экспертом для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами ( статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта наименование организации у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений сторонами в суд не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы, и установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма, для нежилого помещения с кадастровым номером * в размере сумма.
Ссылки представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Поскольку административные истцы с настоящим административным исковым заявлением обратились в суд дата, то в соответствии с правилами статьи 24 20 Федерального закона от дата N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с дата и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В соответствии с положениями части 6 статьи 24.20 Федерального закона от дата N135-Ф3, пункта 1 части 5 статьи 8, пункта 5 части 2 и пункта 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление фио, действующей в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные, фио, фио об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной, определённой по состоянию на дата, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной, определённой по состоянию на дата, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной, определённой по состоянию на дата, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной, определённой по состоянию на дата, в размере сумма.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дата.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.