Московский городской суд в составе судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2356/2018 по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконными уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата NN * ,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными уведомления об отказе в принятии документов от дата NN * и обязать Комиссию рассмотреть заявления, поданные дата наименование организации, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * и нежилых зданий с кадастровыми номерами: *, *.
В обоснование административных исковых требований наименование организации указывает, что является арендатором названого выше земельного участка и собственником нежилых зданий. Воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, дата, наименование организации обратилось с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию. Уведомлениями Комиссии от дата NN *, *, * (далее - Уведомления) названные заявления возвращены. Как следует из указанных уведомлений, основанием для возвращения заявлений без рассмотрения послужило непредставление оригиналов выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости на соответствующие объекты недвижимого имущества, содержащие сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, наличие которых предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложены выписки из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости).
Указанные уведомления Комиссии по отказу в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец считает противоречащими нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушающими его право на пересмотр кадастровой стоимости, уплаты арендных платежей за пользование земельным участком и налога на имущество организаций в экономически обоснованном размере.
Представители административного истца в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились о дате и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования наименование организации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что наименование организации является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024001:3, расположенного по адресу: адрес.
По итогам государственной кадастровой оценки земель адрес, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель адрес по состоянию на дата", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * установлена в размере сумма.
В соответствии с условиями договора аренды и постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" исчисление арендной платы за пользование названным земельным участком, производится в процентом соотношении к его кадастровой стоимости.
Также из материалов дела следует, что наименование организации является собственником нежилого здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес и нежилого здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес" кадастровая стоимость для нежилого здания с кадастровым номером * установлена в размере сумма, для нежилого здания с кадастровым номером * установлена в размере сумма.
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от дата, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание, принадлежащее административному истцу.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость нежилых зданий, арендная плата за пользование земельным участком рассчитывается в процентном отношении к его кадастровой стоимости.
дата, административный истец, воспользовавшись, предоставленным статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ, правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, обратился с соответствующими заявлениями в Комиссию (вх. NN 174142/2017, 174149/2017, 174156/2017 от дата).
К заявлениям были приложены выписки из ЕГРН, нотариально удостоверенные копии правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимости, отчеты об определении рыночной стоимости.
Уведомлениями Комиссии от дата NN 51-34081/2017, 51-34082/2017, 51-34083/2017 административному истцу отказано в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по мотиву отсутствия оригинала выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, наличие которой предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложена выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости).
Иных мотивов для отказа в принятии документов в оспариваемых уведомлениях не приведено. Уведомления получены административным истцом дата.
В соответствии с положениями статьи 24 18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Судом установлено, что к заявлениям о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поданных в Комиссию, административным истцом вместо выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, были приложены выписки из ЕГРН об основных характеристиках указанных объектов недвижимости, в которых также содержатся сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом решения об отказе в принятии к рассмотрению заявлений административного истца были приняты Комиссией по формальным основаниям, без учета конкретных обстоятельств дела.
Согласно требованиям статьи 24 20 Федерального закона от дата N 135-Ф3 в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24 18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно статье 24.18 указанного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Таким образом, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. При этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Из приведенного следует, что отказ Комиссии в принятии к рассмотрению заявлений административного истца о пересмотре кадастровой стоимости фактически лишил последнего возможности оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость объектов недвижимости, подлежащую применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с дата по дата. Тем самым создалось препятствие к реализации законных прав и интересов административного истца, в том числе на уплату налогов в установленном законом размере.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными ( пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учётом изложенного, суд признаёт незаконными отказы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата NN 51-34081/2017, 51-34082/2017, 51-34083/2017 в принятии к рассмотрению заявлений наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: *, *, *.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после дата - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ( глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного заявления ( статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признавая оспариваемые уведомления Комиссии незаконными, суд в порядке восстановления нарушенного права административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявления наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.
В такой ситуации с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации о признании незаконными уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата NN 51-34081/2017, 51-34082/2017, 51-34083/2017 удовлетворить.
Признать незаконными уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата NN 51-34081/2017, 51-34082/2017, 51-34083/2017.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявления наименование организации от дата о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами земельного участка с кадастровым номером *, *, *, установленной по состоянию на дата, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.