Московский городской суд в составе судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2808/2018 по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства и возложении обязанности по рассмотрению заявления по существу,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконным уведомление об отказе в принятии документов от дата N 51-921/18 и обязать Комиссию рассмотреть заявление, поданное дата наименование организации, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В обоснование административных исковых требований наименование организации указывает, что является собственником объектов капитального строительства. Воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, дата, наименование организации обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию. Уведомлением Комиссии от дата N 51-921/18 (далее - уведомление) названное заявление возвращено. Как следует из указанного уведомления, основанием для возвращения заявления без рассмотрения послужило непредставление нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: *, *, *, наличие которой предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложена выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости без данных о правообладателе).
Указанное уведомление Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец считает противоречащими нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушающими его право на пересмотр кадастровой стоимости, уплаты налога на имущество организаций в экономически обоснованном размере.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в настоящем судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился о дате и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя указанного административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования наименование организации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что дата, административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: *, *, * (вх. N 178937/2017 от дата).
К заявлению, помимо прочих документов, перечисленных в статье 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ, было приложено Распоряжение Комитета по управлению имуществом от дата N 946-р "О приватизации Автотранспортного предприятия в составе Росбытсоюза", свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах Московской регистрационной палаты от дата, свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах Московской регистрационной палаты от дата, договор аренды земельного участка от дата.
Уведомлением Комиссии от дата N 51-921/18 административному истцу отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по мотиву отсутствия нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: *, наличие которой предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложена выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости без данных о правообладателе).
Иных мотивов для отказа в принятии документов в оспариваемом уведомлении не приведено.
В соответствии с положениями статьи 24 18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от дата "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от дата "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от дата, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от дата N П/481 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённом Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 263, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из оспариваемого уведомления следует, что возврат документов заявителю осуществлён по причине того, что к заявлению не приложена нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: *.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, правоустанавливающим документом может служить, в том числе, распоряжение Комитета по управлению имуществом N 946-р от дата "О приватизации Автотранспортного предприятия в составе Росбытсоюза" в совокупности с другими документами, представленными истцом в Комиссию вместе с заявлением.
Суд при этом не даёт оценку наличия или отсутствия права собственности у административного истца на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: *, поскольку это выходит за предмет настоящего спора. Однако, наличие этих объектов на арендуемом наименование организации земельном участке и отсутствие зарегистрированного на них чьего-либо права, определяет заинтересованность административного истца в вопросе определения их кадастровой стоимости.
При этом полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учётом изложенного, суд признаёт незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N51-921/2018 в принятии к рассмотрению заявления (вх. N 178937/2017 от дата) наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: *.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после дата - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ( глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного заявления ( статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признавая оспариваемые действия Комиссии незаконными, суд в порядке восстановления нарушенного права административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика Комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости (вх. N 178937/2017 от дата).
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.
В такой ситуации с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N51-921/2018 в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: *.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: *, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.