Московский городской суд в составе судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2837/2018 по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-903/2018 в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений и возложении обязанности по рассмотрению заявления по существу,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконным уведомление об отказе в принятии документов от дата N 51-903/2018 и обязать Комиссию рассмотреть заявление, поданное дата наименование организации, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В обоснование административных исковых требований наименование организации указывает, что является собственником объектов капитального строительства. Воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, дата, наименование организации обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию. Уведомлением Комиссии от дата N 51-903/2018 (далее - уведомление) названное заявление возвращено. Как следует из указанного уведомления, основанием для возвращения заявления без рассмотрения послужило непредставление нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости с кадастровым номером.., наличие которой предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложена распечатанная выписка (без подписи и печати) из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости).
Указанное уведомление Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец считает противоречащими нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушающими его право на пересмотр кадастровой стоимости, уплаты налога на имущество организаций в экономически обоснованном размере.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились о дате и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования наименование организации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что наименование организации является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами:..,..,..,..,..,..,..,..,..,..,..,..,.., расположенных по адресу: адрес.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес" установлена кадастровая стоимость названных объектов капитального строительства.
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от дата, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены объекты капитального строительства, принадлежащие административному истцу.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещения и здания затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
дата, административный истец, воспользовавшись, предоставленным статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ, правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, обратился с соответствующим заявлением в Комиссию (вх. N 178028/2017 от дата).
К заявлению, помимо прочих документов, перечисленных в статье 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ, была приложена выписки из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером.., полученная административным истцом посредством федеральной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости.
Уведомлением Комиссии от дата N 51-903/2018 административному истцу отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по мотиву отсутствия нотариально заверенной копии выписки правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости с кадастровым номером.., наличие которой предусмотрено статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (к заявлению приложена распечатанная выписка (без подписи и печати) из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости).
Иных мотивов для отказа в принятии документов в оспариваемом уведомлении не приведено.
В соответствии с положениями статьи 24 18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Судом установлено, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поданного в Комиссию административным истцом, приложена выписка из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером.., полученная административным истцом посредством федеральной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с положениям частей 1,6,8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования. Формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости утверждена приказом Минэкономразвития России от дата N 975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде".
Приложенная к заявлению в Комиссию выписка из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости получена административным истцом в соответствии с требованиям приведенного выше законоположения, соответствует форме и содержанию утвержденных, приведённым выше приказом Минэкономразвития России и содержит сведения о зарегистрированных правах наименование организации на спорный объект недвижимости.
Таким образом решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления административного истца принято Комиссией по формальным основаниям, без учета конкретных обстоятельств дела.
Согласно требованиям статьи 24 20 Федерального закона от дата N 135-Ф3 в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24 18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно статье 24.18 указанного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Таким образом, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. При этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Из приведенного следует, что отказ Комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости фактически лишил последнего возможности оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость объектов недвижимости, подлежащую применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с дата по дата. Тем самым создалось препятствие к реализации законных прав и интересов административного истца, в том числе на уплату налогов в экономически обоснованном размере.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными ( пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учётом изложенного, суд признаёт незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-903/2018 в принятии к рассмотрению заявления наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после дата - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ( глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного заявления ( статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признавая оспариваемое уведомление Комиссии незаконным, суд в порядке восстановления нарушенного права административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявления наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.
В такой ситуации с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-903/2018 в принятии к рассмотрению заявления наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.