Московский городской суд в составе судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2907/2018 по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-33315/2017 в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ... и возложении обязанности по рассмотрению заявления по существу,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконным отказ Комиссии рассмотреть заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес (далее - здание) и в порядке восстановления нарушенного права обязать административного ответчика рассмотреть названное заявление о пересмотре кадастровой стоимости по существу.
В обоснование административных исковых требований наименование организации указывает, что является собственником здания. Воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов определения его кадастровой стоимости, дата, Общество обратилось с соответствующим заявлением в Комиссию. Уведомлением Комиссии от дата N 51-33315/2017 (далее - уведомление) отказано в принятии документов на Комиссию, в связи с тем, что указана неверная дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата. Не представлен отчёт об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - дата.
Указанное действие Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания, оформленное уведомлением, административный истец считает противоречащими нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушающими его право на пересмотр кадастровой стоимости и уплаты налога на имущество организаций в экономически обоснованном размере.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в судебное заседание не явились о дате и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес оставил разрешение дела на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд считает, что требования наименование организации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административному истцу по праву собственности принадлежит здание с кадастровым номером.., расположенное по адресу: адрес.
Указанное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от дата N 700-ПП.
Следовательно, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта капитального строительства уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в адрес" установлена кадастровая стоимость названного объекта капитального строительства.
Административный истец, воспользовавшись, предоставленным статьёй 24 18 Федерального закона от дата N135-ФЗ, правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости здания, дата обратился с соответствующим заявлением в Комиссию (вх. N 172521/2017 от дата) и просил установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
Уведомлением Комиссии от дата N 51-33315/2017 административному истцу отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по мотиву указания неверной даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата и непредставления отчёта об оценке, содержащего сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - дата. Иных мотивов для отказа в принятии документов в оспариваемом уведомлении не приведено.
В уведомлении разъяснено право административного истца обратиться в Комиссию с заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 36, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершённого действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от дата "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от дата "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от дата, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от дата N П/481 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Согласно пункту 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подаётся заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, о соответствии отчёта об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённом Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 263, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из оспариваемого уведомления следует, что возврат документов заявителю осуществлён по причине того, что представленный в составе документов отчёт составлен на дату, несоответствующую дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
Таким образом, несоответствие представленных документов по их содержанию требованиям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности, может являться основанием для принятия Комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учётом изложенного, суд признаёт незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-33315/2017 в принятии к рассмотрению заявления (вх. N 172521/2017 от дата) наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером...
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после дата - признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ( глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного заявления ( статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признавая оспариваемые действия Комиссии незаконными, суд в порядке восстановления нарушенного права административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика Комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости (вх. N 172521/2017 от дата).
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24 18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.
В такой ситуации с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-33315/2017 в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером...
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации от дата (вх. N 172521/2017 от дата) о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером.., установленной по состоянию на дата, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и наименование организации в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве за счёт казны Российской Федерации в пользу наименование организации расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.