Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Чаплыгин" - генерального директора Ю.О. на вступившие в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2018 года ООО "Чаплыгин" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 24 августа 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба ООО "Чаплыгин" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Общество в лице законного представителя Ю.О, выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене, указывая на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ссылаясь на то, что ООО "Чаплыгин" не проводило ремонтных работ на объекте; о статусе здания по адресу: ***, как объекта культурного наследия Общество не знало. Т акже заявитель ссылается на то, что разработка проекта приспособления на поклейку обоев невозможна.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как указано в ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП "Об утверждении Положении о Департаменте культурного наследия города Москвы", Департамент культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Как следует из материалов дела, 13 февраля 2018 года в рамках осуществления полномочий по надзору в области содержания, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия должностным лицом Мосгорнаследия был произведен осмотра здания по адресу: ***.
Указанное здание принято под государственную охрану приказом Мосгорнаследия от 24 июля 2017 года N 504 в качестве выявленного объекта культурного наследия "Доходный дом О.А. Крумбюгеля, конец XVIII в, 1870 г." (далее также - Объект).
Пользователем Объекта на основании договора аренды от 27 января 2006 года N 01-00092/06 является ООО "Чаплыгин".
В соответствии с актом осмотра от 13 февраля 2018 года N 63/2018 в ходе осмотра установлено проведение в помещении площадью 147,3 м 2 ремонтных работ (осуществлены замена точек питания электросети и освещения, замена потолочного и напольного покрытий, поклейка стен обоями, установлены дверные заполнения).
Разрешение на проведение вышеуказанных работ Мосгорнаследием не выдавалось.
Указанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и проведению административного расследования, в ходе которого установлен факт нарушения ООО "Чаплыгин" требований законодательства Российской Федерации и города Москвы об объектах культурного наследия, обязывающих собственника объекта культурного наследия соблюдать правила охраны выявленного объекта культурного наследия, что выразилось в проведении ремонтных работ при отсутствии разработанной и согласованной с Мосгорнаследием проектной документации и при отсутствии разрешения на их проведение.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Чаплыгин" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; копией задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраны объектов культурного наследия от 22 сентября 2017 года N УТК-515/2017 ; актом осмотра от 22 сентября 2017 года N 797/2017 с фототаблицей; копией предписания о приостановлении работ от 25 сентября 2017 года N 48/2017; копией задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраны объектов культурного наследия от 15 января 2018 года N УТК-13/2018 с приложением ; предписанием об обеспечении доступа на выявленный объект культурного наследия от 29 января 2018 года N ПР-9/2018; копией задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраны объектов культурного наследия от 08 февраля 2018 года N УТК-69/2018 ; актом осмотра от 13 февраля 2018 года N 63/2018 с фототаблицей; служебными записками Управления рассмотрения документации от 19 февраля 2018 года, Управления документационного обеспечения и контроля от 21 февраля 2018 года; письменными показаниями свидетеля С.А.; копией договора аренды от 27 января 2006 года N 01-00092/06 с дополнительными соглашениями к нему; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Чаплыгин" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7. 13 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку ООО "Чаплыгин" не проводило ремонтных работ на Объекте, опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела и изложенными выше, в том числе актами осмотра от 22 сентября 2017 года N 797/2017 и от 13 февраля 2018 года N 63/2018 с фототаблицами, в которых зафиксировано начало и окончание проведения ремонтных работ в помещении площадью 147,3 м 2 по адресу: ***.
Утверждение заявителя о том, что разработка проекта приспособления на поклейку обоев невозможна, что подтверждается письмами ООО Проектное бюро "Релиз" и ООО Архитектурное бюро "Мир Проектов", не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, поскольку до проведения ремонтных работ ООО "Чаплыгин" в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ за разрешением на проведение указанных работ в Мосгорнаследие не обращалось.
При этом из письма ООО Проектное бюро "Релиз", приложенного к настоящей жалобе, усматривается, что Общество 14 августа 2017 года обратилось в ООО Проектное бюро "Релиз" с техническим заданием по разработке приспособления нежилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Данное обстоятельство, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о том, что уже по состоянию на 14 августа 2017 года ООО "Чаплыгин" было известно о том, что здание по адресу: ****, является выявленным объектом культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что ООО "Чаплыгин" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований законодательства в сфере оханы объектов культурного наследия, а потому Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их допустимость и достоверность. Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Чаплыгин" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Мотивы, по которым в основу постановления были положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в судебном постановлении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Чаплыгин", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Чаплыгин" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение принятых по делу судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Чаплыгин" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Чаплыгин" оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества Ю.О. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.