Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Головкина И.А. в защиту общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 15 декабря 2017 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 15 декабря 2017 года общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - ООО "ПИК-Комфорт", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "ПИК-Комфорт" Михеева В.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "ПИК-Комфорт" Головкин И.А, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ссылается на то, что в ходе проведения проверки должностными лицами Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция) нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), так как внеплановая проверка проведена без распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); ссылка суда на Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекции города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП (далее - Административный регламент), является необоснованной, так как указанный нормативный акт является внутренним регламентом должностных лиц Мосжилинспекции и не может противоречить Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ; "скриншоты" с сайта сети Интернет, приобщённые к материалам дела, являются недопустимыми доказательствами, так как не содержат необходимые данные; при составлении протокола об административном правонарушении Мосжилинспекцией нарушен срок, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ; на сайте "Дома Москвы" в момент проверки был размещён договор управления многоквартирным жилым домом по адресу: г. Москва, ул. ***, д. **, к. *; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.192 КоАП РФ.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицензионными требованиями являются соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждённым Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 утверждён Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации), который устанавливает требования к видам, порядку, способам, и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключённого в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно - товарищество, кооператив, информация) (п. 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу п. 2 Стандарта раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели её получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пп. "в" п. 3 Стандарта раскрытия информации у правляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать, в том числе общую информацию о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристику многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровне благоустройства, серии и типе постройки, кадастровом номере (при его наличии), площади земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивных и технических параметрах многоквартирного дома), а также информацию о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждены приказом Минстроя России от 22 декабря 2014 года N 882/пр. Форма 2.1 предусматривает раскрытие общих сведений о многоквартирном доме, в том числе о договоре управления с приложением копии договора управления многоквартирным домом в виде файла в электронной форме.
Согласно материалам дела, в ходе проведённого 26 октября 2017 года должностным лицом Мосжилинспекции осмотра сайта "Дома Москвы" (http s ://dom.mos.ru) с целью проверки соблюдения требований Стандарта раскрытия информации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, выявлены нарушения ООО "ПИК-Комфорт" (юридический адрес: г. Москва, ул. ***, д. 1**, осуществляющим управление многоквартирными домами в городе Москве на основании лицензии, требований указанного Стандарта (пп. "в" п. 3) и формы 2.1 приказа Минстроя от 22.12.2014 N 882/пр в части не размещения информации, подлежащей обязательному раскрытию, а именно: по многоквартирному дому 66, корпус 1 по улице Перовская в городе Москве некорректно раскрыты сведения о договоре управления указанного многоквартирного дома - в размещённой копии договора управления многоквартирным домом в виде файла в электронной форме отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, в отношении которого заключён договор управления, и указание которого является обязательным в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Указанные действия (бездействие) ООО "ПИК-Комфорт" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом осмотра от 26 октября 2017 года с приложениями; копией лицензии и другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "ПИК-Комфорт" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что в ходе проведения проверки должностными лицами Мосжилинспекции нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, так как внеплановая проверка проведена без распоряжения руководителя, заместителя руководителя Мосжилинспекции, не влечёт удовлетворение жалобы, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к мероприятию по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП утверждён Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции, а также порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений, государственными учреждениями и предприятиями, юридическими и физическими лицами. общественными организациями при исполнении государственной функции (п. 1 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 1.4.4 Административного регламента).
На основании п. 3.1 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, помимо иных административных процедур, систематическое наблюдение за исполнением лицензионных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении лицензиатом своей деятельности.
Основанием для начала выполнения административной процедуры - систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований являются планы-графики, утверждаемые начальниками структурных подразделений Мосжиинспекции (п. 3.5.1.4 Административного регламента).
При выполнении административной процедуры совершается систематическое наблюдение за соблюдением стандарта к раскрытию информации, установленного частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении факта раскрытия, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации путём проверки и анализа информации, размещённой на:
а) официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
б) официальном сайте лицензиата;
в) официальном сайте Правительства Москвы;
г) официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет свою деятельность;
д) информационных стендах (стойках) в помещении лицензиата (п. 3.5.3.1.2 Административного регламента).
В соответствии с п. 3.5.3.2 Административного регламента в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований уполномоченное должностное лицо Мосжилинспекции производит сбор материалов, относящихся к предмету лицензионного контроля, который осуществляется путём мониторинга информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальных печатных средствах массовой информации, на информационных стендах (стойках) в помещениях лицензиата, а также осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния, в том числе при подготовке жилищного фонда к отопительному сезону.
В случае, если в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований выявляются нарушения при осуществлении лицензиатом лицензионных требований, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции:
а) составляют акт осмотра по форме, утверждённой Мосжилинспекцией, в двух экземплярах в течение одного рабочего дня со дня завершения систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований;
б) уведомляет при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях, представителя лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение, о составлении протокола об административном правонарушении и приглашают в Мосжилинспекцию для дачи объяснений (п. 3.5.3.5 Административного регламента).
Согласно материалам дела, 26 октября 2017 года должностными лицами Мосжилинспекции на основании плана-графика подразделения Жилищной инспекции по СВАО г. Москвы, утверждённого начальником Жилищной инспекции по СВАО, в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований ООО "ПИК-Комфорт" произведён осмотр сайта "Дома Москвы" ( https://dom.mos.ru), в ходе которого выявлено нарушение управляющей компаний Стандарта раскрытия информации, то есть нарушение лицензионных требований, в связи с чем на основании пп. "а" п. 3.5.3.5. Административного регламента составлен акт осмотра N РЛ-О-В-17523 и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, должностными лицами Мосжилинспекции административные процедуры применены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Административного регламента.
Ссылка в жалобе на нарушение должностным лицом административного органа сроков составления протокола об административном правонарушении, установленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, не может быть принята во внимание, так как указанные сроки не являются пресекательными, в связи с чем их нарушение не влечёт признание протокола об административном правонарушении, составленного в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ст. 4.5 КоАП РФ, в качестве недопустимого доказательства.
Довод заявителя о том, что скриншоты страниц сайта сети Интернет являются недопустимыми доказательствами по настоящему делу, основан на неправильном толковании положений ст. 26.2 КоАП РФ, в силу которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Имеющиеся в материалах дела скриншоты страниц сайта "Дома Москвы" ( https://dom.mos.ru) содержат сведения, относящиеся к событию вменяемого Обществу правонарушения, они оценены мировым судьёй и судьёй районного суда как доказательство по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность такой оценки сомнений не вызывает.
Довод жалобы о том, что на сайте "Дома Москвы" в момент осмотра был размещён договор управления многоквартирным жилым домом по адресу: г. Москва, ул. ***, д. **, к. *, является несостоятельным, так как опровергается приведёнными выше доказательствами, в том числе актом осмотра от 26 октября 2017 года, из которого следует, что в размещённой на сайте копии договора управления многоквартирным домом в виде файла в электронной форме отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, в отношении которого заключён договор управления. Оснований не доверять указанным данным не имеется.
Консультант-юрист Мосжилинспекции Устинов С.Л, допрошенный мировым судьёй при рассмотрении дела, предупреждённый об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, подтвердил сведения, изложенные в акте осмотра и пояснил, что на момент осмотра ООО "ПИК-Комфорт" в прикреплённых к сайту договорах на управление многоквартирным домом не был указан адрес дома, в отношении которых они заключены.
Кроме того, из возражения ООО "ПИК-Комфорт", приобщённому к материалам дела, усматривается, что по состоянию на 03 ноября 2017 года выявленное в ходе осмотра сайта "Дома Москвы" 26 октября 2017 года нарушение Стандарта раскрытия информации устранено (л.д. 5).
Совокупность исследованных судом доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ПИК-Комфорт".
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела и жалобы судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям Общества и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и виновности ООО "ПИК-Комфорт" в его совершении.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ПИК-Комфорт" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 15 декабря 2017 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "ПИК-Комфорт" Головкина И.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.