Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Грибанова М.И., поступившую в суд кассационной инстанции 21 января 2019 года, на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Грибанова М.И. к УСЗН ЮЗАО города Москвы об обязании выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ,
установил:
Грибанов М.И. обратился в суд с иском к УСЗН ЮЗАО города Москвы об обязании выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ссылаясь на то, что он подал заявление в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы о выдаче специального удостоверения единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В качестве основания в заявлении указал, что в период с 01.12.1986 года по 16.05.1987 года он проживал в п. Буховец Красногорского района Брянской области. В письме от 07.03.2017 года исх. Лк 01-38-690/17 ответчик отказал в выдаче такого удостоверения в связи с тем, что п. Буховец был включен в перечень населенных пунктов, относящихся к территории зоны отчуждения Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 05.04.1993 года N 557-р, а до принятия данного Распоряжения п. Буковец относился к зоне отселения. Однако, отказ ответчика истец считает незаконным и нарушающим его права и свободы, что и послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года в удовлетворении исковых требований Грибанову М.И. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 июля 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Грибанов М.И. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой (установление статуса, оформление удостоверений о праве на льготы, предоставление мер социальной поддержки), регулируются Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также нормативными актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Вопросы оформления удостоверения о праве на меры социальной поддержки гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, переселенным из зоны отселения, выехавшим добровольно на новое место жительства из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, а также проживающим в зонах радиоактивного загрязнения (кроме зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом) регламентированы Приказом МЧС, Минздравсоцразвития и Минфина России от 11.04.2006 года N 228/271/63н "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (зарегистрирован в Минюсте России 07.09.2006 года).
Согласно Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверения выдаются уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения по месту жительства граждан (в Москве - управлениями социальной защиты населения административных округов) на основании личного заявления гражданина, одновременно с которым предъявляются следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
- документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения гражданам принимается уполномоченным органом (специальной комиссией, создаваемой в уполномоченном органе) в течение месяца со дня подачи гражданином заявления.
Бланки специальных удостоверений единого образца выдаются МЧС России на каждого конкретного гражданина по заявке на выдачу бланков удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов, представленных гражданами.
Судом установлено, что Грибанов М.И. неоднократно обращался в УСЗН Академического района города Москвы по вопросу получения удостоверения единого образца, в связи с чем ему давались разъяснения в соответствии с действующим законодательством.
В феврале 2017 года Грибанов М.И. направлял обращение в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, на которое ему также были даны разъяснения.
Как следует из представленных документов, в п. Буковец Красногорского района Брянской области Грибанов М.И. проживал с 01.12.1986 года по 16.05.1987 года, на момент аварии - 26.04.1986 года в данном населенном пункте он не проживал, поскольку проходил срочную службу в Армии.
Указанный населенный пункт был включен в перечень населенных пунктов, относящихся к территории зоны отчуждения Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 05.04.1993 года N 557-р (которое согласно действующего в тот момент законодательства вступило в силу с момента его подписания). До принятия данного Распоряжения п. Буковец Красногорского района Брянской области относился к зоне отселения.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582 п. Буковец Красногорского района Брянской области исключен из перечня населенных пунктов зоны отчуждения, а в настоящее время в перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсутствует совсем.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в период, когда Грибанов М.И. проживал в п. Буковец, он не относился к зоне отчуждения и правовых оснований для оформления Грибанову М.И. удостоверения, как эвакуированному из зоны отчуждения, не имеется.
Также, суд обоснованно указал на то, что оформить истцу удостоверение, как лицу, выехавшему из зоны отселения, также не представляется возможным, поскольку период его проживания в зоне отселения (с 01.12.1986 года по 16.05.1987 года) составляется менее одного календарного года, в то время как применительно к указанной зоне для граждан, въехавших в нее после 30.06.1986 года, а затем выехавших на новое место жительства, для получения мер социальной поддержки необходимо прожить на территории зоны отселения не менее одного полного календарного года (ст.22 и 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Грибановым М.И. исковых требований об обязании ответчика выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Оснований для иного вывода нет.
Доводы Грибанова М.И. были исследованы судом первой и апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку, правом на переоценку доказательств, суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Грибанова М.И. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Грибанова М.И. к УСЗН ЮЗАО города Москвы об обязании выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.