Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Григорьева Д.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 09.01.2019 г., на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 01.06.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.10.2018 г. по административному делу по административному иску Григорьева Д.В. к Председателю Центрального банка Российской Федерации об оспаривании решения, действия, бездействия должностного лица,
установил:
Григорьев Д.В. обратился в суд с административным иском к Председателю ЦБ РФ, в котором просил признать незаконными решения, действия и бездействие Председателя ЦБ РФ, обязав признать факт нарушения закона АО "***", привлечь указанную организацию к административной ответственности, взыскать штраф с АО "***" в порядке статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации", направить материалы в органы прокуратуры для возбуждения уголовного дела, привлечь служащих ЦБ РФ к дисциплинарной ответственности, взыскать с Председателя ЦБ РФ административный штраф и направить частное определение Президенту Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в результате бездействия Председателя ЦБ РФ двум коллекторским агентствам стали известны факты обращения Григорьева Д.В. в банк с целью заключения кредитного договора, наличие договора, кредитной карты и их детали, а также сведения о банковском счёте и банковском кредите, об операциях по счёту и сведения о клиенте.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 01.06.2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.10.2018 г. решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 01.06.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения по делу.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Статьёй 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Данной нормой права также регламентирован порядок и основания выдачи кредитными организациями справок по операциям и счетам.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" должностные лица Банка России не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую, налоговую тайну бюро кредитных историй, источников формирования кредитных историй, субъектов кредитных историй и пользователей кредитных историй.
Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена субъекту кредитной истории, в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) по его запросу, в суд (судье) по уголовному или гражданскому делу, находящемуся в его производстве, финансовому управляющему, утверждённому в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории - физического лица, при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбуждённому уголовному делу, находящемуся в их производстве, нотариусу в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, за исключением информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Пользователи кредитных историй, источники формирования кредитных историй и иные лица, получившие в соответствии с настоящим Федеральным законом доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации указанные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Предоставление бюро кредитных историй кредитного отчёта пользователю кредитной истории и иным лицам, имеющим право на получение кредитного отчёта в соответствии с настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны (ч.ч. 13, 14, 15 ст. 6 названного Федерального закона).
Статьёй 5.53 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а статьями 14.29, 14.30 указанного Кодекса - за незаконное получение или предоставление кредитного отчёта; нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
При этом общей нормы о нарушении банковской тайны Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит.
Положения ст. 150 ГК РФ предусматривают защиту нематериальных благ, а нормы статьи 857 ГК РФ - защиту банковской тайны.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Законом обязанность обращаться в суд с гражданским иском в интересах гражданина, полагающего, что имело место нарушение кредитной организацией банковской тайны, на Председателя ЦБ РФ не возложена.
Судами установлено, что по обращению Григорьева Д.В. от 22.03.2017 года о нарушении АО "***" законодательства о банковской тайне ЦБ РФ дан ответ, в котором Григорьеву Д.В. разъяснено право самостоятельно разрешить возникший гражданско-правовой спор, указано, что ЦБ РФ не обладает надзорными функциями в отношении коллекторских агентств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что указанный ответ соответствует требованиям закона и прав Григорьева Д.В. не нарушает, доказательства соблюдения прав Григорьева Д.В, представленные административным ответчиком, административным истцом не опровергнуты.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, как с правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Судом апелляционной инстанции указано, что срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ Григорьевым Д.В. пропущен, о нарушении своих прав административный истец узнал в день получения ответа ЦБ РФ 11.05.2017 года, оснований для его восстановления срока не имеется.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми, при этом судами правильно распределено бремя доказывания между сторонами и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы либо опровергали выводы судов, а также указывали бы на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Григорьева Д.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 01.06.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.10.2018 г. по административному делу по административному иску Григорьева Д.В. к Председателю Центрального банка Российской Федерации об оспаривании решения, действия, бездействия должностного лица - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.