Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Миненкова С.А., поданной в защиту Бондарева С.А., на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от ***, которым гражданин Республики Беларусь Бондарев Д.В. *** года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в ЦВСИГ ГУВД Москвы,
УСТАНОВИЛ:
*** УУП ОМВД России по району Южное Бутово г. Москвы в отношении гражданина Республики Беларусь Бондарева Д.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано в Зюзинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Миненков С.А. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, в обосновании доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях Бондарева Д.В. состава административного правонарушения, а также на нарушения судом требований Международного законодательства.
Бондарев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил защитника Миненкова С.А, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Миненкова С.А, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда и прекращении производства по делу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 3.1 названной нормы, нарушения, предусмотренные ч. 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственности; виновность лица в свершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судьей установлено, что *** в 12 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ***, в результате проверки требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Южное Бутово г. Москвы выявлен гражданин Республики Беларусь Бондарев Д.В, который нарушил установленный режим пребывания в Российской Федерации, а именно прибыв в РФ, в порядке не требующем получения визы, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока временного пребывания (18.12.2017), не имеет документов, необходимых иностранному гражданину, чем нарушил требования п.2 ст.5 Федерального Закона РФ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Рассматривая дело, суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: рапортом УУП ОМВД России по району Южное Бутово г. Москвы; протоколом об административном правонарушении от ***, составленными в отношении Бондарева Д.В, как лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ; письменными объяснениями Бондарева Д.В. ; данными АС ЦБДУИГ на Бондарева Д.В. ; копией паспорта гражданина республики Беларусь.
Между тем, судьей не в полном объеме приняты меры для проверки указанных обстоятельств, не проверено надлежащим образом наличие события административного правонарушения.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 1 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
В силу ч. 5 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
В силу ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В силу ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
В силу ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", права граждан одной Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории другой Стороны могут быть ограничены в порядке, предусмотренном законодательством этой другой Стороны, в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан.
Таким образом, Соглашением между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. не вводятся какие либо нормы, ограничивающие гражданам республики Беларусь срок пребывания на территории РФ и обязанность иметь при себе какие-либо документы, кроме паспорта гражданина республики Беларусь, не указанные в Приложении N 1 к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства, следовательно, на граждан республики Беларусь не распространяются положения п.2 ст.5 Федерального Закона РФ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", о ст. 2, 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", обязывающих иностранных граждан иметь при себе паспорт и миграционную карту.
Таким образом, оснований полагать, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Бондарев Д.В. уклонялся от выезда из РФ, нарушив требования ст.2, ст.10, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не имеется.
Из материалов дела усматривается, что *** Бондарев Д.В. был освобожден из-под стражи постановлением Зюзинского межрайонного прокурора г.Москвы на основании ст.37, 109 УПК РФ, при этом при нем имелся паспорт гражданина республики Беларусь ( л.д. ***).
Учитывая требования закона, следует признать, что на момент задержания и составления протокола об административном правонарушении основания для привлечения Бондарева Д.В. к административной ответственности отсутствовали, поскольку нарушений правил миграционного законодательства Российской Федерации, вмененных ему по протоколу, с его стороны не имелось.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что Бондарев Д.В. на момент его задержания законно находился в РФ, не опровергнуты и необоснованно отвергнуты районным судом. Вместе с тем указанные доводы заслуживают внимания, поскольку полностью подтверждены представленными доказательствами, подтверждающими отсутствие в действиях Бондарев Д.В. состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При указанных обстоятельствах событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Кроме того, обжалуемое постановление в нарушение п.5 ст.29.10 КоАП РФ не подписано судьей, следовательно, не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, что является безусловным основанием для его отмены.
В связи с этим постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу в отношении Бондарева Д.В. прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Бондарев Д.В. подлежит освобождению из ЦВСИГ ГУ МВД РФ по г.Москве.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 05.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Беларусь Бондарева Д.В. отменить, производство по делу прекратить.
Освободить Бондарева Д.В. *** г.р, из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по г. Москве.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.