Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дампиловой Ц.В. и судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н., при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 01 августа 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Бухольского В.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 мая 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Бухольского Владимира Дмитриевича к территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, возложении обязанности, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, выслушав истца Бухольского В.Д, ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бухольский В.Д. обратился в суд с иском к территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" МО Российской Федерации, ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании за ним права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, постановки его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии с 27.09.2017 года, возложении обязанности предоставить истцу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в 2018 году на состав семьи, как одиноко проживающего гражданина в размере 36 кв.м, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил военную службы в войсковой части 46108 г. Гусиноозерск. Приказом командующего войсками Заб ВО N 0253 от 05.09.1997 года он уволен с военной службы в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями. Жилого помещения в собственности не имеет, снимает жилье по договору найма. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 26 лет и в льготном исчислении 32 года. Решением N12-20/57 от 27.09.2017 года Бухольскому В.Д. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма С данным решением истец не согласен, считает его необоснованным и незаконным. Субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственный жилищный сертификат им и членами его семьи не получались.
В судебном заседании истец Бухольский В.Д, его представитель Миронов Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные возражения.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Бухольский В.Д. просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссыпаясь на то, что продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 26 лет в и 33 года в льготном исчислении, считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании апелляционной инстанции Бухольский В.Д. апелляционную жалобу поддержал.
Представители ответчика, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика.
Выслушав истца, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Бухольский В.Д. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.09.1971 г.
В соответствии со справкой Военного Комиссариата РБ от 13.02.2017 г, истец 31.10.1997 г. уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составляла 26 лет, в льготном исчислении - 32 года.
Брак между Бохольским В.Д. и Б. расторгнут 24.08.2001 г.
18.04.2005 года Б. был предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи из двух человек, согласно сведениям базы АИСК "КЭЧ Учета".
07.03.2017 года Бухольский В.Д. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника отделения территориального ФГКУ "Востокрегионжилье" N12-20/57 и письме N12-14/2910 от 27.09.2017 г, Бухольскому В.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями от Министерства Обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 01.01.2005 г. заявитель уволен с военной службы и исключен из списков 05.09.1997 г, в связи с чем не имеет статуса "военнослужащий".
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Как видно из приведенных норм, обязательным условием предоставления жилого помещения военнослужащему является нуждаемость в жилом помещении граждан проходивших военную службу.
Разрешая спор, суд исходит из того, что истец в период военной службы с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении не обращался, таковым признан не был; обратился с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма лишь 07.03.2017 г.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, после увольнения истец был обеспечен жильем и не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку с 20.10.2009 г. имел в долевой собственности земельный участок и жилой дом площадью 135,1 кв. м, расположенные по адресу: "... ".
Также имел долю в собственности на земельный участок и жилой дом площадью 99,3 кв.м, расположенные по адресу: "... ".
Право собственности на указанное недвижимое имущество у истца прекратилось с 23.08.2012 г.
Учитывая тот факт, что истец с 1997 года, с момента увольнения с военной службы, до 2017 года, то есть на протяжении практически 20 лет, не обращался с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, наличие в указанный период у истца на праве собственности недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, дает основания полагать обоснованным вывод о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
При таких обстоятельствах судом, верно применена ст. 53 ЖК Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении не истек приведенный ранее пятилетний срок, оснований для удовлетворения такого заявления не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.