Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Кушнаревой И.К. и судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н. при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 29 октября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Тарасова А.Н. по доверенности Абашеевой Е.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2018 года, которым постановлено:
Исковое заявление Тарасова Анатолия Николаевича к Жилищно-эксплуатационному (коммунальному) отделу N6 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) о понуждении работодателя включить перерывы для отдыха и приема пищи в рабочее время и взыскании недополученной заработной платы за сверхурочную работу, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, выслушав представителя истца Абашееву Е.В, представителя ответчика Климова И.Ю, ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.Н, обращаясь в суд с иском к Жилищно-эксплуатационному (коммунальному) отделу N 6 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), с учетом представленного расчета, просит обязать работодателя включать перерывы для отдыха и приема пищи в рабочее время, взыскать в его пользу задолженность по заработной плате за сверхурочную работу в сумме 32399,57 руб, компенсацию за задержку выплаты заработной платы по состоянию на 13.07.2018 г. в сумме 3918,98 руб, компенсацию морального вреда 30000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с 01.04.2017 г. он работает в Жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе N6 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу) в должности начальника смены (котельной) в тепловом хозяйстве жилищно-коммунальной службы N6/3. Продолжительность рабочей смены составляет 12 часов.
Время, предоставляемое для отдыха и питания, работодателем в рабочее время не включается и не оплачивается. Технологический процесс работы котельной исключает возможность оставления рабочего места и использования перерыва для отдыха и приема пищи по собственному усмотрению. Начальник смены, как и другие работники котельной, фактически при заступлении на смену, не имеет возможности покидать территорию котельной, то есть не может использовать время для отдыха на свое усмотрение.
Во время перерывов для отдыха и питания работник не освобождается от исполнения трудовых обязанностей, поскольку производственный процесс в котельной является непрерывным.
Полагает, что время перерыва, предоставляемое работнику для отдыха и питания, должно включаться работодателем в рабочее время и подлежит оплате.
В судебное заседание истец Тарасов А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Абашеева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Климов И.Ю. исковые требования не признал. Пояснил, что приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ от 16.10.2017 г. N171 установлен суммированный учет рабочего времени. В трудовых договорах работников прописан режим работы согласно графикам сменности. Графики работ доведены до всех работников ЖКО N6 под роспись. Просил в иске отказать.
Суд постановилуказанное решение, указав, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику (отделу филиала), не являющегося юридическим лицом.
В апелляционной жалобе представитель истца Абашеева Е.В. просит его отменить. Указывает, что дело рассматривалось в течение двух месяцев по существу заявленных исковых требований, при этом при подготовке к судебному заседанию суд не предложил и не разъяснил сторонам о необходимости замены ненадлежащего ответчика, что привело к затягиванию судебного процесса.
Суд апелляционной инстанции определением от 22.10.2018 г. перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Абашеева Е.В. доводы жалобы поддержала, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N6 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) Климов И.Ю. с жалобой не согласился, полагал, что решение суда вынесено законно и обоснованно. Пояснил, что в отношении истца ведется суммированный учет рабочего времени с почасовой оплатой труда, оборудовано место для приема пищи и отдыха.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебной коллегией установлены основания для отмены решения суда, установленные ст.330 ГПК РФ.
На основании ст.99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В силу ст.104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Согласно ст. 106 ТК РФ, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Одним из видов отдыха, в соответствии со ст. 107 Трудового кодекса РФ, являются перерывы в течение рабочего дня (смены).
В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка в ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 31.03.2017 г. N13/3, работникам Учреждения (за исключением работающих в сменном режиме) устанавливается пятидневная рабочая неделя нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), если иное не предусмотрено трудовым договором конкретного Работника (п.7.2.). Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания Работников устанавливается следующее: начало работы - 09.00 (моск.); перерыв - 13.00 - 13.45 (моск.); окончание работы - 18.00 (моск.) (понедельник - четверг); 16.45 (моск.) (пятница) - п.7.3.
В соответствии с трудовым договором N622 от 01.04.2017 г, заключенного между ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации с Тарасовым А.Н, истец принят на работу в должности начальника смены (котельной) в тепловое хозяйство жилищно-коммунальной службы N 6/3.
Согласно п. 5.2 трудового договора, работнику установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью учетного период 1 (один) год. Нормальное число рабочих часов за учтенный период определяется исходя из 40 часов в неделю. При этом Работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. График сменности составляется на каждый учетный период и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения в его в действие.
Обращаясь в суд, истец указывает, что время, предоставленное на отдых и прием пищи не включается работодателем в рабочее время и не оплачивается. Технологический процесс работы котельной исключает возможность оставления рабочего места, в связи с чем невозможно использование перерыва для отдыха и приема пищи по собственному усмотрению.
Как следует из п. 5.3. трудового договора, время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисистемных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя, графиком сменности.
Таким образом, трудовым законодательством предусматривается, что в случае отсутствия у работодателя возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей для отдыха и приема пищи, у него возникает обязанность такие условия работнику обеспечить на рабочем месте.
Как видно из материалов дела и не оспаривается стороной истца, работодателем исполнена обязанность по оборудованию комнаты для приема пищи работниками, следовательно, сотрудникам предоставляется перерыв для отдыха и питания в течение смены.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в рабочее время, поскольку в это время сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем при суммированном учете рабочего времени, отработанного сотрудником, из расчета рабочего времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи.
Также в соответствии с графиками сменности, которыми в соответствии с трудовым договором регламентируется, время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, время для отдыха и приема пищи, не включатся в рабочее время, что не противоречит приведенным номам.
Кроме того, из должностной инструкции N 45 начальника смены (в котельной), утвержденной Начальником жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N6 Троцким С.А. не следует, что истец ограничивается в возможности отдыха и приема пищи на рабочем месте в период определенный графиком сменности.
Из письма Начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N6 Троцкого С.А. от 11.07.2018 г. N67 в адрес заявителя Тарасова А.Н. следует, что в обеденный перерыв последний освобожден от исполнения своей трудовой функции, вправе не только отсутствовать на рабочем месте, но и находиться за пределами самой организации.
Оплата сверхурочных часов работы ежемесячно, как на том настаивает истец, при расчетном периоде три месяца (квартал) невозможна, поскольку оплата труда (часовая тарифная ставка) рассчитывается в данном случае исходя из среднеквартальной нормы времени.
Количество сверхурочных часов рассчитывается как разница между количеством часов, фактически отработанных за учетный период, и количеством часов, предусмотренных графиком за учетный период.
Кроме того, истец, подписав трудовой договор, предусматривающий суммированный учет рабочего времени, согласился на работу в указанных условиях труда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении перерывов для отдыха и приема пищи в рабочее время и производных требований о взыскании недополученной заработной платы за сверхурочную работу, компенсации морального вреда.
Принятое по делу решение районного суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Тарасова Анатолия Николаевича о понуждении работодателя включить перерывы для отдыха и приема пищи в рабочее время и взыскании недополученной заработной платы за сверхурочную работу, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.