Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Ивановой В.А., судей коллегии Вагановой Е.С., Чупошева Е.Н., при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Мовсесян В.Х. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Мовсесян Вардана Хачиковича к ПАО "ТГК-14" о снятии начислений платы за отопление оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, выслушав пояснения представителя истца Кузьминой В.Л, представителя ответчика ПАО "ТГК-14" Никоновой М.Н, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мовсесян В.Х, обращаясь с иском в суд, просил возложить на ПАО "ТГК-14" обязанность прекратить незаконное начисление платы за отопление за период с 01.12.2016 г. по 30.04.2017 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что в принадлежащем истцу на праве собственности нежилом помещении, расположенном по адресу: "... ", в 2016 г. он демонтировал радиаторы отопления, перешел на индивидуальное отопление. 09.09.2016 г. комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые было принято решение о согласовании переустройства перепланировки указанного нежилого помещения, дано согласие на перевод с водяного топления на электрическое. Таким образом, он выполнил требования закона о согласовании проекта документации по вопросам перепланировки жилого помещения с органами местного самоуправления. Помещение отапливается за счет установленных электрических обогревателей.
Полагает, что сам по себе факт прохождения через принадлежащее ему нежилое помещение магистрали горячего водоснабжения при отсутствии в нежилом помещении теплопринимающих устройств учета, не свидетельствует о наличии оснований для взыскания в пользу теплоснабжающей организации платы за отопление, поскольку данный объект тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы включаются в общедомовые нужды собственников жилых помещений дома.
В суде первой инстанции истец Мовсисян В.Х. заявленные требования поддержал, пояснив, что в 2016 г. в администрации получил согласование переустройства нежилого помещения, на перевод с водяного на электрическое отопление. Есть горячая вода, но она идет отдельно. Летом горячей воды нет. Тепло не потребляет, поэтому считает, что платить не за что.
Представитель ответчика по доверенности Никонова М.Н. иск не признала. Показала, что нежилое помещение истца находится в трехэтажном жилом доме, подключенному к центральному отоплению, всего 22 квартиры. Администрация должна была пригласить теплоснабжающую организацию, а собственники жилых помещений - дать свое согласие (на переустройство), в таком случае подлежат внесению изменения в техпаспорт всего дома, поэтому считает незаконным решение администрации о согласовании переустройства. Собственники помещений многоквартирного дома должны платить за отопление, вне зависимости от наличия у них отопительных приборов.
Третьи лица администрация МО ГП "Каменское", ООО УК "Перспектива", извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Районный суд постановилвышеуказанное решение, руководствуясь положениями ст.ст.25, 26 Жилищного кодекса РФ, ст.540 Гражданского кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (состав общего имущества), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (подпунктом "в" п.35, п.42 (1), п.43), Федеральным законом от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (понятие централизованной системы горячего водоснабжения).
В апелляционной жалобе истец Мовсесян В.Х. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Со ссылкой на ст.ст.25, 26 ЖК РФ, не соглашается с выводами суда о том, что им не представлено доказательств согласования переустройства системы отопления в установленном законом порядке, внесения изменения в технический паспорт многоквартирного дома, указывая на соответствующее решение приемочной комиссии администрации МО ГП "Каменское". Помещение было отключено от централизованной системы отопления еще в 2005 г. с участием представителей теплоснабжающей организации. В техническом паспорте на нежилое помещение указано электрическое отопление. Считает, что им соблюдены требования закона о согласовании проектной документации по вопросам перепланировки жилого помещения с органами местного самоуправления, что свидетельствует о его добросовестности. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что произведенное переустройство в нежилом помещении нарушает права и интересы других лиц, либо представляет угрозу жизни или здоровью людей. Отопление помещения осуществляется им за счет установленных электрических обогревателей, расходы за потребленную энергию своевременно оплачиваются. Полагает, что нет оснований утверждать о переустройстве и планировки помещения, имеет место быть реконструкция, не охватываемая получением на нее разрешения нормами ЖК РФ, поэтому необходимо руководствоваться аналогией закона - гл.4 ЖК РФ.
В возражениях ПАО "ТГК-14" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Мовсесяна В.Х. без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Кузьмина В.Л. доводы жалобы поддержала, указала, что теплопотери, проходящие через стояки отопления, включаются в тариф.
Представитель ответчика ПАО "ТГК-14" Никонова М.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласна, доводы возражений поддержала. Истец не довел до конца процедуру согласования, должны быть внесены изменения в технический паспорт. В многоквартирном доме убрать систему отопления практически невозможно, это заложено в проект дома, распределяется нагрузка.
Истец Мовсесян В.Х, представители третьих лиц - администрации МО ГП "Каменское", ООО УК "Перспектива", извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, что согласно ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено законно и обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими рассматриваемые правоотношения, исходя из того, что истец не представил доказательств внесения изменения в технический паспорт многоквартирного дома, согласования переустройства системы отопления в установленном законом порядке; на территории МО ГП "Каменское" система теплоснабжения с открытым водоразбором, температура воды задается в зависимости от температуры наружного воздуха, с учетом централизованной системы горячего водоснабжения подача горячей воды истцу означает и предоставление услуги по отоплению; представленное истцом решение приемочной комиссии администрации МО ГП "Каменское" о согласовании переустройства/перепланировки принадлежащего истцу нежилого помещения, не свидетельствует о соблюдении установленного законом порядка согласования переустройства, поскольку принято комиссией без участия теплоснабжающей организации, всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции.
Из пояснений истца Мовсесян В.Х, изложенных в протоколе судебного заседания суда первой инстанции от 05.06.2018 г. (л.д.78) следует, что в 2002 г. он отключил помещение от отопления.
Допрошенный в районном суде специалист ПАО "ТГК-14" Кулага Н.С. пояснила, что магазин истца находится в жилом доме, отопительные приборы были демонтированы не в 2016 г, а ранее.
Подпунктом "в" пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, действовавших на момент произведенного демонтажа отопительных приборов, предусмотрено, что потребитель не вправе вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом либо в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с п. 1.7, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
На основании подпункта "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Поскольку демонтаж стояков отопления и обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, то является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
Отказ собственника нежилого помещения от коммунальной услуги по отоплению путем демонтажа стояков отопления и обогревающих элементов не может быть реализован без соблюдения приведенных норм Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и не влечет освобождения от оплаты за отопления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и подлежащим применению к спорным правоотношениям сторон нормам материального права, мотивированы и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Суд пришел к верному выводу о произведенном переустройстве жилого помещения, без согласования всех собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Указанные отрицательные последствия перехода на индивидуальные источники тепловой энергии при отказе от системы централизованного теплоснабжения должны быть предметом оценки органа местного самоуправления при проверке в порядке ст. ст. 25 - 27 Жилищного кодекса РФ проекта переустройства жилого помещения на предмет его соответствия требованиям законодательства.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о предоставлении в орган местного самоуправления проекта переустройства, содержащего сведения (расчеты) о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, и систему централизованного отопления в целом, а также оценке такого влияния лицом согласовавшим переустройство. При этом, бремя доказывания соответствия произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а также сохранения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, энергетической эффективности, отсутствия нарушения теплового баланса и гидравлического режима внутридомовой системы теплоснабжения лежит на собственнике помещения, осуществившем его переустройство.
Представленное истцом решение приемочной комиссии администрации МО ГП "Каменское" о согласовании переустройства/перепланировки принадлежащего истцу нежилого помещения, не содержит вышеизложенные сведения в отношении многоквартирного жилого дома в целом.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно положениям статей 25, 26, 29, 30, 31, 36, 153 - 155 и 157 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения должно производиться по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги подлежит внесению ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, - включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений и вышеприведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отключение нежилого помещения (магазина) истца от инженерных систем теплоснабжения без соблюдения установленного порядка не освобождает его от оплаты коммунальной услуги за тепловую энергию, начисленной в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: Е.С.Ваганова
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.