Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Нимаевой О.З., судей коллегии Семенова Б.С., Чупошева Е.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пузиной Тамары Васильевны к территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии,
по апелляционным жалобам представителя территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Кауровой О.Б, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Будановой В.С. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18 мая 2018 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Признать за Пузиной Тамарой Васильевной право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, в лице Территориального отделения г.Улан-Удэ - 40, поставить Пузину Тамару Васильевну на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии на состав семьи 2 (два) человека.
Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ предоставить Пузиной Тамаре Васильевне жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке в очередности членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы на состав семьи 2 (два) человека.
Взыскать с ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ в пользу Пузиной Тамары Васильевны судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционных жалоб, поступивших возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пузина Т.В, обращаясь с иском в суд в лице представителя по доверенности Миронова Н.В, просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии, обязать ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии с составом семьи 2 человека с 01.06.2017 г, обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ предоставить истцу жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке (в очередности членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы) на состав семьи 2 человека, а также взыскать судебные расходы.
Исковые требования мотивированы тем, что Пузина Т.В. является вдовой старшего прапорщика П, уволенного приказом от 25.11.1987 г. с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, умершего... г. В личном деле П. указана как супруга. Супруг истца имел право на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения постоянном месте жительства, согласно ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих". В 2017 г, как вдова военнослужащего, истец обратилась в ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения путем получения жилищной субсидии. Решением N12-20/55 от 14.09.2017 г. ответчик отказал в постановке на учет ввиду отсутствия у нее права на получение указанных гарантий, с чем истец не согласна, поскольку ее супруг и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания, государственный жилищный сертификат не был получен. Истец проживает в служебном жилом помещении, с учетом положений ст.40 Конституции РФ, ст.51 ЖК РФ, ст.ст..15, 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства РФ от 21.06.2002 г. N451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" имеет право на получение социальных гарантий.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Миронов Н.В. исковые требования поддержал. Истец, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Каурова О.Б, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения по исковым требованиям, просила отказать в заявленных требованиях, поскольку П. был уволен и исключен из списков личного состава в 1987 г, а заявление о признании нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма в ФГКУ "Востокрегионжилье" поступило от вдовы Пузиной Т.М. только в 2017 г, истцом не представлено доказательств обращения ее супруга с документами в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд постановилприведенное выше решение.
С решением суда не согласились представители ответчиков, подали апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ по доверенности Каурова О.Б. в жалобе указала, что П. ранее был включен в список на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) для отселения из закрытых военных городков. Но поскольку все военные городки открылись, право на переселение и получение ГЖС исключено, П. еще при жизни утратил право на обеспечение постоянным жилым помещением. Соответственно, на текущую дату, его супруга не имеет права на обеспечение постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ. Истец и ее супруг (при жизни) должны были обратиться в органы местного самоуправления для разрешения вопроса по обеспечению постоянным жилым помещением.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ по доверенности Буданова В.С. в жалобе указала, что в период прохождения службы П. вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. Признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами осуществляется лишь в период службы, до момента исключения из списков личного состава части. Вместе с тем, по делу не имеется данных, свидетельствующих об обращении П. с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления для постановки на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также сведений о принятии его на учет органами местного самоуправления, либо решения жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, подтверждающего нуждаемость в получении жилья. Право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны РФ могло быть приобретено П. только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на соответствующий учет. Указывает, что предоставление жилищного сертификата предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков, в то время как в настоящее время городок не является закрытым. Полагает, что право на получение жилых помещений от федерального органа исполнительной власти (жилищной субсидии), имеют исключительно военнослужащие и права членом семьи производны от права самого военнослужащего.
Представителем истца Мироновым Н.В. представлены возражения на апелляционные жалобы, со ссылкой на п.3.1 ст.24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указав, что П. при жизни имел право на признание его нуждающимся в жилье.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Каурова О.Б. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что ранее супруг истца состоял на учете как участник ГЖС на переселение из закрытых военных городков, еще при жизни это право он утратил.
Представитель истца Миронов Н.В. с доводами жалоб не согласился, полагает решение суда вынесенным законно и обоснованно, просит оставить его без изменения. Пузина Т.В. является вдовой военнослужащего и имела право подать заявление в любое время.
Истец Пузина Т.В, представитель ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились. На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено законно и обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что Пузина Т.В. являлась супругой П. - пенсионера Министерства обороны РФ, уволенного с военной службы в запас приказом военного командования от 25.11.1987 г. по достижении предельного возраста нахождения на военной службе и исключенного из личного списка состава, умершего... г. Сведений о постановке истца на очередь в администрации г.Улан-Удэ на получение жилья, о получении государственного жилищного сертификата, субсидий на строительство жилья и его приобретение, не имеется.
Согласно выписке из послужного списка старшего прапорщика П, на день увольнения он имел общую продолжительность военной службы: в календарном исчислении 30 лет, в льготном - 31 год.
В период прохождения службы в личном деле П. в составе семьи указаны супруга Пузина Т.В,... г.р, сын Пи,... г.р, сын Пд,... г.р, о чем представлена справка военного комиссара РБ.
Из пояснений истца, ее заявления следует, что в настоящее время она проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: "... ", что также подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь п.2, п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", разъяснениями, содержащимися в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", с учетом отсутствия жилых помещений на праве собственности или праве пользования на условиях договора социального найма, пришел к выводу о том, что на момент смерти П. имел основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", следовательно, вдова военнослужащего Пузина Т.В. в соответствии с указанными правовыми нормами, имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения.
При этом исходил из того, что П. на день исключения из списков личного состава войсковой части имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 30 лет, в льготном - 31 год, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, был включен в список лиц, изъявивших желание получить ГЖС по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков". Кроме того, с момента увольнения и до своей смерти П. с семьей проживал в служебном жилье, предоставленном в связи с характером трудовых отношений, и которое подлежало освобождению ввиду прекращения трудовых отношений с Министерством обороны РФ. За время прохождения военной службы супруг истца не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, ГЖС или безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал, доказательств обратного не представлено.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что истец с 2017 г. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на состав семьи 2 человека, то есть с момента обращения истца к ответчику за постановкой на учет в качестве лиц, нуждающихся в получении жилья.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельств дела и на правильном применении норм материального и процессуального права.
Из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Пузиной Т.В. с заявлением 01.06.2017 г. о постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения) следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Доводы жалоб об отсутствии у истца права на обращение в Министерство обороны РФ ввиду отсутствия у П. на момент смерти статуса военнослужащего и что он не состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении постоянным жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, со ссылкой на п. 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и указанием, что социальные гарантии распространяются и на членов семьи военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы.
Доводы жалобы об отсутствии у истца документов, свидетельствующих об обращении П. с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления для постановки на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, само по себе не свидетельствует об отсутствии у него права на получение мер социальной поддержки, поскольку данные документы подтверждает правовой статус лица, а не являются основанием возникновения такого статуса.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Другие доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, однако не опровергают выводы суда первой инстанции и не являются основаниями для отмены решения суда.
Суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешилспор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: О.З.Нимаева
Судьи: Б.С.Семенов
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.