Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Дампиловой Ц.В,
судей коллегии Вольной Е.Ю, Чупошева Е.Н,
при секретаре Эрдынеевой Е.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Субботы Владимира Романовича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании незаконным решения об исключении из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обязании восстановить в Едином сводном списке, по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Данзановой С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 сентября 2018 г, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия об исключении Суббота Владимира Романовича из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия восстановить Суббота Владимира Романовича в Едином сводном списке граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, выслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, Суббота В.Р. указал, что являясь ветераном боевых действий, в соответствии с положениями ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", 29.12.2004 г. подал заявление и документы в администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 29.12.2004 г. документы были приняты, однако в связи с новогодними праздниками и сроками принятия решений 30 дней, на учет был поставлен 14.01.2005 г.
Постановлением Правительства РБ от 22.05.2006 г. N138 установлено, что жилищные субсидии предоставляются ветеранам, принятым на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г.
При обращении в 2014 г. в региональную общественную приемную "Единая Россия" Д.А. Медведеву, сопроводительным письмом Заместителя Председателя Народного Хурала РБ Павлова В.А. был получен ответ, что заявитель включен в Единый сводный список по дате принятия на учет - 29.12.2004 г, на 19.02.2014 г. его очередь составляла за N1327.
В начале 2017 года Министерством обороны РФ в отношении заявителя был подан иск о признании утратившим право пользования жилым помещением, в котором он проживает. В связи с этим, он обратился к ответчику о предоставлении сведений о состоянии его очереди на получение жилья.
Письмом Министерства социальной защиты населения от 24.05.2017 г. заявителю сообщено, что он исключен из Единого списка граждан, с чем он не согласен, поскольку фактические обстоятельства не изменились. Об исключении из списка он ранее не извещался.
Полагает, что принятое ответчиком решение об исключении его из Единого сводного списка незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы в части предоставления мер социальной поддержки на получение жилого помещения.
Определением суда от 24.07.2018 г. к участию в дело в качестве третьего лица привлечена администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ.
В судебном заседании Суббота В.Р, его представитель по устному заявлению Замазеев Б.О, исковые требования поддержали и пояснили, что Суббота В.Р. является ветераном боевых действий, служил в "... " и имеет право на льготы по ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах". С 27.11.1996 г. по 16.12.2003г. Суббота В.Р. состоял на квартирном учете в администрации "... " района. Супруга истца С. являлась военнослужащей. В 2004 г. супруге была предложена служба в Бурятии с предоставлением служебной квартиры. Суббота В.Р. снялся с учета в "... " переехал в Бурятию. Обратился в администрацию района за консультацией для постановки на учет и начал сбор документов. Указали, что документы ими запрашивались почтовой связью в Шебекино, после длительного сбора документации, 29.12.2004 г. им было подано заявление, специалист заверила, что документы приняты и будут рассмотрены на заседании жилищной комиссии. После неоднократных уточнений о дате принятия его на учет, обращений в приемную Д.А. Медведева, Правительства РБ истцом был получен ответ, что он принят и стоит на учете с 29.12.2004г. В начале 2017г. ввиду смерти супруги Министерством обороны РФ в Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ было подано исковое заявление о признании истца утратившим право пользования служебным жилым помещением. После получения копии иска, истцом было подано письменное заявление в Министерство социальной защиты населения РБ, с просьбой указать его очередь в Едином сводном списке граждан на получение жилья. 24.05.2017г. им был получен ответ с разъяснением, что из Единого сводного списка исключен ввиду ошибочного включения. Указывают на несогласие с принятым решением, поскольку в течение 14 лет стоял в очереди, фактические обстоятельства, имущественное положение не изменились, исключение из списка нарушает права и законные интересы истца.
Представители ответчика по доверенностям Данзанова С.В, Енисеева Т.А. с иском не согласились, представили письменный отзыв, указав, что постановка истца на учет произведена ошибочно. Корректировка и сверка списков осуществляется ежегодно, однако в отношении истца допущена невнимательность.
Представитель администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. поддержала позицию истца, указав, что поскольку ответчиком было принято решение о включении Суббота В.Р. в Единый сводный список по дате подачи заявления - 29.12.2004 г, ответчик фактически признал за истцом право на получение жилищной субсидии и тем самым принял на себя определенные финансовые обязательства. Исключение из списков по истечении более 10 лет, нарушает права и законные интересы истца.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Данзанова С.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что поскольку решение о постановке Суббота В.Р. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято после 01.01.2005 г, у истца отсутствует право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с чем истец правомерно исключен из единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильемскольку решение о постановоке Суббота В.Р. на учет нуждающихся. Ссылаясь на ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, указывает, что согласно сведениям, представленным администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ от 19.05.2017 г. исх. N 01-2222, решение о постановке Суббота В.Р. на учет нуждающихся в жилых помещениях, было принято органом местного самоуправления 14.01.2005 г, то есть после 01.01.2005 г.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что при постановке Субботы В.Р. на учет органы местного самоуправления должны были проверить представляемые им сведения. Ситуация с истцом единична.
Истец Суббота В.Р. с доводами апелляционной жалобы не согласился. Пояснил, что в настоящее время проживает в служебной квартире. Из-за того, что его хотят выселить, он обратился в Министерство социальной защиты населения РБ, чтобы его поставили в очередь.
Представитель истца Замазеев Б.О, допущенный к участию в деле по устному ходатайству на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, с решением суда согласился, просил оставить его без изменения.
Представитель третьего лица Администрации Октябрьского район г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. полагала, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (ст. 18, части 1 и 2 ст. 40), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (ч. 3 ст. 40).
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ветераном боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, в соответствии с п. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В Республике Бурятия порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, устанавливается постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006г. N 138 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов".
Статьей 2 данного Порядка предусмотрено, что Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - Единый сводный список по Республике Бурятия) формирует Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство) на основании официальных сведений, представленных органами местного самоуправления, которые несут ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность представляемых сведений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Суббота В.Р. являлся участником боевых действий в Демократической "... " в период с... по.., получил удостоверение ветерана боевых действий БК... от... г, что подтверждается справкой от 29.03.2018г. N174, выданной военным комиссаром Октябрьского района г.Улан-Удэ.
В период 27.11.1996 г. - 16.12.2003г. Суббота В.Р. состоял на квартирном учете при администрации "... ", что подтверждается справкой Администрации "... " от 16.12.2003г. N 2114.
29.12.2004г. истцом в администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ поданы документы с заявлением о постановке его в Единый сводный список граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В установленный срок уведомлений истцу о постановке его на учет не направлялось.
И.о. руководителем администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ 09.07.2008г. в адрес Министра социальной защиты населения по РБ направлено письмо N1551 с просьбой включить Суббота В.Р. в Единый сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с указанием на то, что документы истцом поданы 29.12.2004г, принят на учет в нуждающихся 14.01.2005г.
24.11.2008г. и.о. Министра социальной защиты населения РБ истцу направлен ответ... с указанием на то, что его личное дело, предоставленное администрации района 29.12.2004г, будет рассмотрено на заседании жилищной комиссии.
После обращения Суббота В.Р. в Региональную общественную приемную Председателя партии "Единая Россия" Д.А. Медведева по вопросу состояния в очереди на получение жилья, Заместителем Председателя Народного Хурала РБ Павловым В.А. от 19.02.2014г. от Первого заместителя Председателя Правительства РБ Егорова И.М. получен ответ N 01.08-017-и878 о том, что согласно официальным сведениям, предоставленным администрацией Октябрьского района г.Улан-Удэ, Суббота В.Р. включен в Единый сводный список по дате принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 29.12.2004г. В настоящее время в Едином сводном списке заявитель значится под номером 1327.
Решением первого заместителя Министра социальной защиты населения РБ от 24.05.2017г. N П-05/0282/17 Суббота В.Р. исключен из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ввиду того, что решение о постановке на учет принято 14.01.2005г, Законом N 5-ФЗ срок постановки установлен до 01.01.2005 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор по делу, исходил из того, что истец Суббота В.Р. на основании официальных данных, предоставленных администрацией Октябрьского района г.Улан-Удэ, ответчиком был включен в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в течение 12 лет состоял в данном списке, который ежегодно ответчиком сверялся и корректировался, что не оспаривалось представителем ответчика, и пришел к выводу о том, что решение об исключении из единого сводного списка по истечении 12 лет не является законным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на материалах и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку решение о постановке Суббота В.Р. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято органом местного самоуправления 14.01.2005 г, то есть после 01.01.2005 г, в связи с чем у истца отсутствует право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, и не оспорено никем из участвующих в деле лиц, что истец Суббота В.Р. является ветераном боевых действий, что подтверждается справкой Военного комиссариата Октябрьского района г. Улан-Удэ N 174 от 29.03.2018 г. (л.д. 58).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04.02.2014 N 236-О, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств:
наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки;
обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Суд первой инстанции верно руководствовался п. 2.1 Постановления Правительства РБ от 22.05.2006 N 138 "Об утверждении Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", согласно которому из списков исключаются граждане: умершие; снятые органами местного самоуправления с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; не имеющие права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Данные основания судом не установлены и ответчиком не приведены.
Ссылки в жалобе на ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, в соответствии с которой решение о принятии на учет по результатам рассмотрения заявления должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, а также на п.1 ст.10 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N1732- III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", согласно которому граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и то обстоятельство, что решение о постановке Суббота В.Р. на учет нуждающихся в жилых помещениях принято органом местного самоуправления 14.01.2005 г, по мнению судебной коллегии, сами по себе не могут являться основаниями к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку, как следует из материалов дела, истец, как ветеран боевых действий, своевременно реализовал предусмотренное Законом о ветеранах свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении путем подачи соответствующего заявления и документов в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ 29.12.2004 г, то есть до 01.01.2005 г.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 359-О-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 и пунктом 1 статьи 23.3 Федерального закона "О ветеранах", реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства. Таким требованием в данном случае является признание лица нуждающимся в жилом помещении.
Документы, подтверждающие право истца быть включенным в отдельный список ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, истцом представлены.
Поскольку вынесение решения органом местного самоуправления было вызвано действиями не самого истца, то нарушенное право Субботы В.Р. подлежит восстановлению.
В противном случае, реализация права граждан на постановку на учет, обратившихся до 01.01.2005 г, зависела бы исключительно от даты принятия решения органом местного самоуправления.
В данном случае со стороны ответчика усматривается формальный подход, который, по мнению коллегии не может умалять право гражданина, предусмотренное ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
Министерство социальной защиты по РБ, приняв на себя обязательства по реализации ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, а именно по обеспечению жильем Суббота В.Р. как ветерана боевых действий, в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона о ветеранах, не может от них отказаться.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит. На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.