Дата вступления в законную силу - 25 января 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Г.В,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Глебова С.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харцхаева Г.Т. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания склада в размере его рыночной стоимости,
установил:
Харцхаев Г.Т. обратился в суд с административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания склада в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указал, что является собственником здания склада с кадастровым номером (данные изъяты), общей площадью (данные изъяты) кв.м, расположенного по адресу: (данные изъяты). По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость имущества составляет 8168 742 рубля 08 копеек. Считая кадастровую стоимость завышенной, Харцхаев Г.Т. обратился к независимому оценщику С. с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно отчету оценщика, рыночная стоимость здания склада по состоянию на 18 сентября 2018 года составляет 2518 300 рублей. Завышенный размер кадастровой стоимости по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по налогу на имущество, чем нарушаются его права как собственника объекта недвижимости и налогоплательщика.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанного здания склада в размере его рыночной стоимости - 2518 300 рублей по состоянию на 18 сентября 2018 года.
В судебное заседание административный истец Харцхаев Г.Т, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель административного истца Глебов С.М. в судебном заседании уточнил заявленные истцом требования и просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащего административному истцу здания склада с кадастровым номером (данные изъяты) в размере его рыночной стоимости - 2102 700 рублей, по состоянию на 21 ноября 2011 года. При этом сослался на выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2018 года, а также отчет об оценке здания склада от 14 декабря 2018 года. Одновременно ходатайствовал о восстановлении срока для обращения в суд с указанным требованием.
Представители административных ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представители заинтересованных лиц - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, Администрации г. Элисты, ПАО РОСБАНК в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости здания склада, принадлежащего Харцхаеву Г.Т, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, 27 октября 2012 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истек 27 октября 2017 года. Харцхаев Г.Т. с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости обратился 21 ноября 2018 года.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание продолжительность времени, затраченного на производство оценки и получение отчетов оценщика С. от 5 октября и 14 декабря 2018 года, а также учитывает, что на момент обращения Харцхаева Г.Т. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, в связи с чем срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление Харцхаева Г.Т. о пересмотре кадастровой стоимости здания склада подлежит рассмотрению по существу.
Судом установлено, что Харцхаев Г.Т. является собственником здания склада, общей площадью (данные изъяты) кв.м, с кадастровым номером (данные изъяты), расположенного по адресу: (данные изъяты), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 августа 2015 года сделана запись регистрации N (данные изъяты), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 августа 2015 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 ноября 2018 года.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия.
Объектами налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь плательщиком налога на имущество, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости здания склада в соответствие с его рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость здания, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, составляет 8168 740 рублей 86 копеек, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 ноября 2018 года. Дата определения кадастровой стоимости - 21 ноября 2011 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 27 октября 2012 года.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для определения рыночной стоимости здания склада. Согласно отчёту N Н-217 от 14 декабря 2018 года, составленному независимым оценщиком С. (данные изъяты), рыночная стоимость недвижимого имущества здание (нежилое здание, склад), назначение: нежилое. Этажность: 1. Площадь: (данные изъяты) кв.м, с кадастровым номером (данные изъяты), без учета стоимости занимаемого земельного участка по состоянию на 21 ноября 2011 года составляет 2102 700 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Изучив представленный истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о его достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости здания склада не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчете N Н-217 от 14 декабря 2018 года об определении рыночной стоимости здания (нежилое здание, склад), и считает необходимым удовлетворить требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания склада равной этому размеру.
При таких обстоятельствах суд признает заявленное Харцхаевым Г.Т. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости здания склада (данные изъяты) в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2011 года, - 2102 700 рублей подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Харцхаев Г.Т. обратился в Верховный суд Республики Калмыкия 21 ноября 2018 года.
Таким образом, кадастровая стоимость здания склада в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Харцхаева Г.Т. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания склада с кадастровым номером (данные изъяты), назначение: нежилое, площадью (данные изъяты) кв.м, расположенного по адресу: (данные изъяты), виды разрешенного использования: нежилое, в размере рыночной стоимости - 2102 700 (два миллиона сто две тысячи семьсот) рублей по состоянию на 21 ноября 2011 года.
Датой подачи заявления Харцхаевым Г.Т. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 ноября 2018 года.
Установленная кадастровая стоимость действует до даты утверждения новой кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.