Дата вступления в законную силу - 29 января 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Г.В,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корненко Т.Ф. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Корненко Т.Ф. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером (данные изъяты), площадью (данные изъяты) кв.м, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (данные изъяты). Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года N 542 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия", составила 3 215 040 руб. Считая её завышенной, истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка составила 875 000 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права как арендатора земельного участка, поскольку установленная кадастровая стоимость является базой для исчисления арендных платежей.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 20 марта 2013 года в размере, равном его рыночной стоимости, - 875 000 руб, возложить на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия обязанность внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В судебное заседание административный истец Корненко Т.Ф. и его представитель Пирожков А.В, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения участников процесса, отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 22 января 2018 года N (данные изъяты), заключенного с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Корненко Т.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), площадью (данные изъяты) кв.м, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (данные изъяты). Срок аренды - с 22 января 2018 года по 21 января 2028 года.
Размер арендной платы за использование указанного земельного участка в силу положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 "О Порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" формируется исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, истец, как арендатор, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года N 542 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия". По состоянию на 20 марта 2013 года она составляет 3 215 040 руб, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия от 19 апреля 2018 года.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости земельного участка, Корненко Т.Ф. обратилась к независимому оценщику за определением его рыночной стоимости.
Согласно отчету независимого оценщика Сорокина М.А. N (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) от 25 апреля 2018 года, включенного в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 года под регистрационным N 004691 (свидетельство N 0023927 от 25 мая 2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) по состоянию на 20 марта 2013 года составила 875 000 руб.
Изучение указанного отчёта приводит суд к выводу о том, что он выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Статьей 4 Закона об оценочной деятельности определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 названного Федерального закона.
Согласно статье 24 указанного закона лицу, принятому в саморегулируемую организацию оценщиков, выдается документ о членстве в данной организации.
Представленный в обоснование заявленных требований отчёт N (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) от 25 апреля 2018 года подготовлен оценщиком, обладающим необходимыми специальными познаниями в области оценки и правом на проведение подобного рода исследования.
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Из содержания отчета оценщика усматривается, что в нем содержится описание проведенного исследования и сделанные по его результатам выводы.
Так, рыночная стоимость земельного участка определялась оценщиком с использованием сравнительного подхода. Поскольку на дату оценки в Республике Калмыкия отсутствовали аналоги оцениваемого объекта, оценщиком в качестве таковых были исследованы земельные участки, находящиеся в соседних регионах - Астраханской, Ростовской областях, Республике Адыгея, характеристики которых максимально приближены к характеристикам оцениваемого объекта, в том числе по экономическим показателям.
Сведения об объектах проанализированы с учетом всех необходимых ценообразующих факторов, в частности, с учетом поправки на уторгование. Отказ от применения других корректирующих коэффициентов по тем или иным факторам объяснен оценщиком. Использованная информация соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. Отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики. Определение рыночной стоимости земельного участка в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным. В качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости арендуемого истцом земельного участка не представлены.
С учетом изложенного, суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости земельного участка, указанный в отчете N (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) от 25 апреля 2018 года, и приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости.
В этой связи суд считает необходимым указать в решении дату подачи Корненко Т.Ф. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в суд - 11 декабря 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Корненко Т.Ф. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), площадью (данные изъяты) кв.м, расположенного по адресу: (данные изъяты); категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, в размере, равном его рыночной стоимости, - 875 000 руб. по состоянию на 20 марта 2013 года.
Датой подачи заявления Корненко Т.Ф. о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 декабря 2018 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости - с 1 января 2018 года до даты утверждения новой кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.