Дата вступления в законную силу - 29 января 2019 г.
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника Тарасова Михаила Юрьевича - Ожигиной Е.Р. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 декабря 2018 года,
установил:
постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 декабря 2018 года председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска (сокращенное наименование - Комитет ЖКХ, ТиС) Тарасов М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Защитник Тарасова М.Ю. - Ожигина Е.Р. просит отменить указанное постановление, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Северодвинск" на 2018 года в период с 05 марта по 30 апреля 2018 года проведено контрольное мероприятие - проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств - Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска за 2017 год.
В ходе проверки установлено, что 27 июля 2006 года МУП "ЖКХ" приобретены часы первичные "Дихром-МПП 1", часовой механизм БЧМ, исполнительный датчик "ИД-1", программное реле времени "ПИК-2", циферблат, система подсветки часов, комплект стрелок (часовая, минутная) у ООО "ПетроТех", которое выполнило доставку оборудования, ввод в эксплуатацию и обучение обслуживающего персонала заказчика.
30 декабря 2016 года Комитетом ЖКХ, ТиС (заказчик) и МУП "ЖКХ" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 16КЖКХ-484 на техническое обслуживание часов, установленных на доме 13 по проспекту Ленина в городе Северодвинске Архангельской области, общая стоимость выполняемых работ определена в N, из них в 2017 году - 35030 рублей 28 копеек, в 2018 года - 35 030 рублей 28 копеек.
За выполнение работ по техническому обслуживанию часов заказчиком 13 сентября, 16 октября, 20 ноября и 08 декабря 2017 года перечислены исполнителю по 2919 рублей 19 копеек (всего 11676 рублей 76 копеек).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении председателя Комитета ЖКХ, ТиС Тарасова М.Ю, протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судья пришел к выводу, что срок давности привлечения должностного лица по эпизодам, имевшим место 13 сентября, 16 октября, 20 ноября истек, в связи с чем исключил их из объема вмененного Тарасову М.Ю. обвинения.
В тоже время поскольку Комитетом ЖКХ, ТиС 08 декабря 2017 года производились расходы по техническому обслуживанию имущества, не составляющего казну муниципального образования "Северодвинск", судья городского суда пришел к правильному выводу о нарушении требований статей 38, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, председатель Комитета ЖКХ, ТиС Тарасов М.Ю, будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы, что денежные средства были направлены на цели, определенные решением о местном бюджете и бюджетной сметой, а их расходование обусловлено оплатой работ по содержанию муниципального имущества, были предметом проверки судьи городского суда, соответствующие доводы обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в вынесенном судебном акте.
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Часы первичные "Дихром-МПП 1" принадлежат МУП "ЖКХ" на праве хозяйственного ведения и находятся в муниципальной собственности (л.д.24).
Доказательств, подтверждающих внесение часов "Дихром-МПП 1" в реестр муниципального имущества, не представлено.
Согласно статье 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальным предприятием во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определяемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
При передаче собственником имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию одновременно передаются права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Право распоряжения ограничено статьей 18 Закона N 161-ФЗ, статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Права собственника на имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию ограничены. Согласно статье 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет в отношении указанного предприятия контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, то есть передавая имущество в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, собственник возлагает на него обязанности по эксплуатации и содержанию этого имущества.
Поскольку права владения, пользования и распоряжения (с учетом ограничений, установленных Законом N 161-ФЗ, имуществом, находящемся в хозяйственном ведении, принадлежат муниципальному унитарному предприятию, бремя содержания имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию, несет муниципальное предприятие.
Следовательно, работы по техническому обслуживанию часов, принадлежащих МУП "ЖКХ" выполняются не для муниципального заказчика, а для владельца объекта, который является пользователем результатов работ.
Таким образом, Комитетом ЖКХ, ТиС произведены расходы по обязательствам которые возникли у другого юридического лица.
Ссылаясь на реализацию правомочий собственника имущества податель жалобы не учитывает, что в соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска, утвержденным Решением Совета депутатов Северодвинска от 28 февраля 2008 года N 11 осуществление от имени муниципального образования "Северодвинск" полномочий собственника муниципального имущества возложено на данный Комитет, а у Комитета ЖКХ, ТиС отсутствовали основания для содержания данного имущества.
Таким образом, направив средства бюджета на исполнение обязательств иного юридического лица, Тарасов М.Ю. допустил их нецелевое расходование.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу акта.
По существу в жалобе защитника не содержится каких-либо данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Тарасову М.Ю. в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника Ожигиной Е.Р. - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.