Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18 сентября 2018 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 28 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18 сентября 2018 г, оставленным без изменения решением судьи Медвежьегорского районного суда РК от 28 ноября 2018 г, ПАО "ФСК ЕЭС" подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе директор привлекаемого лица (... ) просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью факта пролегания принадлежащей ПАО "ФСК ЕЭС" линии электропередач по территории кварталов лесного участка, при осмотре которого выявлено вменяемое противоправное деяние, возбуждением заместителем военного прокурора Петрозаводского гарнизона дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и наличием в данном случае неустранимых сомнений в виновности юридического лица.
Заслушав объяснения защитника (... ) поддержавшей доводы жалобы, должностного лица административного органа (... ) и заместителя военного прокурора Петрозаводского гарнизона (... ) возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Исходя из положений ч.3 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в отношении объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1 Правил).
В соответствии с пп.34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.38).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 N371р-П на территории Республики Карелия с 28 мая 2018 г. был установлен особый противопожарный режим.
Исследование материалов дела показало, что ПАО "ФСК ЕЭС" является собственником линии электропередачи "Кондопога-Медвежьегорск" Л-202 ВЛ-220кВ, проходящей, в том числе, по землям (... ) включая территории 314, 317 и 320 кварталов, расположенных в северной части кадастрового квартала (... )вид разрешенного использования - для размещения иных объектов обороны и безопасности), входящего в состав территории данного лесничества.
Также установлено, что в ходе проведенного 09 июня 2018 г. уполномоченным должностным лицом осмотра лесного участка кварталов 314, 317, 320 (... ) был выявлен факт нарушения ПАО "ФСК ЕЭС" в процессе деятельности, связанной с передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям, правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившийся в оставлении порубочных остатков на линии электропередачи.
В связи с выявленным нарушением, зафиксированным в акте осмотра лесного участка от 09 июня 2018 г, заместителем военного прокурора Петрозаводского гарнизона в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" 06 июля 2018 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, материала дела были переданы на рассмотрение по подведомственности, по результатам которого постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18 сентября 2018 г. юридическое лицо признано виновным в совершении вменяемого противоправного деяния.
Принимая обжалуемый акт, должностное лицо сочло, что юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, чем создана угроза возникновения и распространения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима.
Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о наличии в данном случае состава инкриминируемого правонарушения и виновности ПАО "ФСК ЕЭС" в его совершении основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах в их совокупности, юридическое лицо законно и обоснованно привлечено к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к отрицанию виновности в совершении вменяемого правонарушения, по приведенным в ней мотивам состоятельными признать нельзя, так как собранная по делу доказательная база является достаточной для установления наличия состава вменяемого деяния, и обстоятельств наличия неустранимых сомнений в виновности юридического лица не усматривается.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, в том числе по доводам жалобы о недоказанности факта пролегания принадлежащей ПАО "ФСК ЕЭС" линии электропередачи по территории кварталов лесного участка, при осмотре которых выявлено вменяемое противоправное деяние, юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Доводы жалобы относительно наличия в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указания на совершение противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подвергнуты анализу судьей при пересмотре постановления должностного лица и правомерно отклонены.
Несогласие подателя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Иных значимых доводов, опровергающих выводы субъектов административной юрисдикции и дающих основания для сомнения в законности принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи, в жалобе не заявлено.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от
18 сентября 2018 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 28 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.