Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Мишеневой М.А, Душнюк Н.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22.10.2018 по иску Вороновой И.Н. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Лоухского района" о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда Республики Карелия".
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронова И.Н. обратилась с иском к ГКУСЗ "Центр социальной работы Лоухского района" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда Республики Карелия", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда Республики Карелия". Требования мотивированы тем, что приказом от (... ) ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о присвоении звания "Ветеран труда Республики Карелия" в связи с отсутствием у нее необходимого страхового стажа. При подсчете страхового стажа не были учтены периоды ее обучения в образовательных учреждениях, имевшие место до (... ) года. Спорные периоды профессиональной подготовки в образовательных учреждениях должны быть исчислены в соответствии со ст.ст. 89-91 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ". На основании изложенного истец просила признать незаконным отказ в присвоении звания "Ветеран труда Республики Карелия", обязать присвоить звание "Ветеран труда Республики Карелия" с (... ).
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что при подсчете стажа должны применяться нормы законодательства, действовавшие в течение соответствующих периодов (периодов учебы) и являющиеся более выгодными. Суд не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его Постановлении от 29.01.2004 N 2-П. В период учебы истца в профессионально-техническом училище с (... ) по (... ) действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, которое предусматривало включение указанных периодов учебы в общий трудовой стаж. Годы учебы в техникуме с (... ) по (... ) также должны учитываться в стаж, поскольку соблюдено необходимое условие, при котором периоду обучения предшествовал период работы на предприятии, о чем имеется запись в трудовой книжке. При включении периодов учебы общий трудовой стаж истца будет составлять более необходимых 30 лет, что является необходимым условием для получения звания Ветеран труда Республики Карелия.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Законом Республики Карелия от 25.07.1995 N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" предусмотрено, что ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, имеющие удостоверения "Ветеран труда Республики Карелия" (п.1); награжденные Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, Почетной грамотой Верховного Совета Республики Карелия, орденом "Сампо", медалью "За заслуги перед Республикой Карелия", медалью М.П. Пименова, Почетной грамотой Республики Карелия либо удостоенные почетных званий Карело-Финской ССР, Карельской АССР, Республики Карелия и имеющие стаж не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, если не менее соответственно 20 лет и 15 лет указанного стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия (п.2); лица, не имеющие наград и (или) званий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если их стаж на 5 лет превышает стаж, указанный в пункте 2 настоящей части, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия (п.3 ч.1 ст.1 Закона).
Под стажем в силу ч.2 ст. 1 указанного закона понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия", в том числе с целью реализации п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", устанавливаются Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 03.08.2006 N 515 (далее Положение).
Согласно п.2 Положения звание "Ветеран труда Республики Карелия" присваивается государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия по месту жительства лица, претендующего на присвоение указанного звания.
Для лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 25 июля 1995 года N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения", документами, подтверждающими основание присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия", являются трудовая книжка либо иной документ, подтверждающий стаж, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия" (п.5 Положения).
Судом установлено, что Воронова И.Н. с (... ) является получателем страховой пенсии. Согласно материалам пенсионного дела страховой стаж для определения права на пенсию определен в размере 27 лет 4 месяца 17 дней.
В страховой стаж не были включены периоды обучения истца с (... ) по (... ), с (... ) по (... ), с (... ) (... ), с (... ) по (... ).
Воронова И.Н. (... ) через МФЦ обратилась с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда Республики Карелия". К заявлению были приложены копия паспорта, копия трудовой книжки. Заявление с приложенными документами у Вороновой И.Н. были приняты и направлены в ГКУСЗ "Центр социальной работы Лоухского района" для решения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда Республики Карелия".
Приказом ГКУСЗ "Центр социальной работы Лоухского района" от (... ) N (... ) Вороновой И.Н. отказано в присвоении звания "Ветеран труда Республики Карелия" в связи с отсутствием необходимого стажа работы и (или) иной деятельности, предусмотренного п.п. 2, 3 ч.1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 2507.1995 N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения".
Разрешая заявленные истцом требования, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа ГКУСЗ "Центр социальной работы Лоухского района" от (... ) N (... ) об отказе в присвоении Вороновой И.Н. звания "Ветеран труда Республики Карелия" незаконным и возложении обязанности по его присвоению, поскольку страховой стаж истца на момент обращения составляет 28 лет 7 месяцев 29 дней, при требуемом - 30 лет.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку они согласуются с подлежащими применению нормами права, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании собранных по делу доказательств.
Не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения доводы апелляционной жалобы истца о том, что при решении вопроса о присвоении ей звания "Ветеран труда Республики Карелия" ГКУСЗ "Центр социальной работы Лоухского района" суд не учел представленные копии дипломов об обучении в среднем профессионально-техническом училище N (... ) г.Ленинграда и в Ленинградском индустриальном техникуме строительных материалов и деталей Исполкома Ленсовета, а также трудовую книжку, содержащую сведения об ее обучении.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" является, в том числе отсутствие необходимого стажа работы и (или) иной деятельности, предусмотренного п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 25.07.1995 N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Время обучения в средних и высших учебных заведениях в этот стаж не засчитывается.
Кроме того, из материалов дела следует, что расчет размера страховой пенсии истца определен по п.3 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи установлены способы определения расчетного размера трудовой пенсии, при этом законодательством не предусмотрена возможность применения смешанного порядка расчета.
При этом в подп. 4 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрено включение периода учебы в общий трудовой стаж.
В то же время законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав и по варианту, предусмотренному п. 4 ст. 30 названного Федерального закона, когда период обучения может быть включен в общий трудовой стаж.
Пенсионным органом произведен расчет трудовой пенсии по наиболее выгодному для истца варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, не предусматривающего возможности включения в стаж периода обучения.
Возможности одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в п. п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22.10.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.