Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителя административного истца Мильяченко О.С., представителя административного ответчика Правительства Республики Карелия Евдокимовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанской И.В. об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Казанская И.Б. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственникомземельных участковс кадастровыми номерами (... ) и (... ),расположенных в (... ), в северной части кадастрового квартала (... ) и всеверо-восточной части кадастрового квартала (... ) соответственно, общей площадью (... ) кв.м и (... ) кв.м соответственно.
По состоянию на 13 июля2010 г. кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере 2946598 руб.72 коп.и3027920 руб. 00 коп.соответственно.
По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Дунцов А.О. подготовил отчет N (... ) от 21 декабря 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельных участков, указанных выше, определена в размере 1179000 руб. и 1295000 руб. соответственно.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого ею земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельных участковс кадастровыми номерами (... ) и (... ) в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда, претензий к отчету не заявила.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.
Выслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоКазанская И.Б. является собственникомземельных участков с кадастровыми номерами (... ) и (... ), расположенных в (... ), в северной части кадастрового квартала (... ) и всеверо-восточной части кадастрового квартала (... ) соответственно, общей площадью (... ) кв.м и (... ) кв.м соответственно, категория земель - (... ), разрешенное использование - (... ), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 июня 2017 г.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Казанская И.В, являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельных участков исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственный кадастровый учет земельных участковс кадастровыми номерами (... ) и (... ) был осуществлен 13 июля 2010 г. решением органа кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании заявления о государственном кадастровом учетеот 16 июня 2010 г. и межевого плана от 09 июня2010 г.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (... ) и (... ) была определена врезультате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктовРеспублики Карелияв 2010-2011 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те земельные участки, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 01 января2010 г.и составляла: земельного участка с кадастровым номером (... ) в размере 2946598 руб. 72 коп, а земельного участка с кадастровым номером (... ) - в размере 3027920 руб. 00 коп.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. N 158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктовРеспублики Карелия".
Согласно представленных Управлением Росреестра по Республике Карелия сведений, с 28 января 2019 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержится кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) в размере 2186775 руб. 78 коп, а земельного участка с кадастровым номером (... ) - в размере 2247127 руб. 20 коп по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в размере 2946598 руб. 72 коп. и 3027920 руб. 00 коп... в настоящее время является архивной.
В п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Казанская И.В. с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратилась в суд 28 декабря 2018 г, следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 28 декабря 2018 г. обратиласьв суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (... ) и (... ), составляет 1179000 руб. и 1295000 руб. соответственно по состоянию на 13 июля 2010 г. на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельных участковN (... ), выполненного индивидуальным предпринимателем Дунцовым А.О. 21 декабря 2018 г.
В соответствиисо ст.12 Федерального закона N135-ФЗитоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельных участков,изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке, представленный административным истцом, административными ответчиками и заинтересованным лицом не оспорен, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельных участков в размере 1179000 руб. и 1295000 руб. соответственно.
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственнойрегистрации недвижимости" и абз.6 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку административный иск подан в суд 28декабря 2018 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Казанской И.В. удовлетворить.
Установить по состоянию на 13 июля 2010 г.кадастровую стоимость земельных участков
- с кадастровым номером (... ),расположенного в (... ), в северной части кадастрового квартала (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), разрешенное использование - (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 1179000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
- с кадастровым номером (... ),расположенного в (... ), в северо-восточной части кадастрового квартала (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), разрешенное использование - (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 1295000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение составлено
04 февраля 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.