Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Егоровой А.А., действующей на основании доверенности, на постановление судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
установил:
постановлением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2018 года Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 230000 рублей (л.д.74).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Егорова А.А. просит отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что обустройство стационарного освещения на участке дороги "адрес" не представляется возможным, поскольку это не предусмотрено Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018-2020 годы"; устройство стационарного освещения на указанном участке автомобильной дороги "адрес" Чувашской Республики под критерии п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не подпадает; указанный участок дороги общего пользования местного значения "адрес" относится к участку дороги г. "адрес", начало обслуживаемого участка КУ "Чувашупрдор" начинается с "адрес".
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав защитника КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Егорову А.А, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из содержания названной правовой нормы следует, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.34 КоАП Российской Федерации, образует, в том числе, нарушение правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
В соответствии с п. 4.6.1. ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 2 час. 10 мин. должностным лицом УГИБДД МВД по Чувашской Республике выявлен факт несоблюдения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог, в виде нарушений требований пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, п. 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, выразившихся в отсутствии стационарного электрического освещения на "адрес" автомобильной дороги общего пользования регионального значения "адрес" Чувашской Республики.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии.
За совершение указанного деяния КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Признавая учреждение виновным по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что "адрес" автомобильной дороги общего пользования регионального значения "адрес" Чувашской Республики находится в оперативном управлении КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, в связи с чем, КУ несет на себе бремя содержания технических средств организации дорожного движения в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом суд исходил из того, что КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, не выполнены в полном объеме обязанности по обеспечению надлежащего содержания дороги с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Выводы судья районного суда являются обоснованными, поскольку они сделаны на основании анализа правовых норм с учетом полномочий казенного учреждения, содержащихся в Уставе КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, конкретных фактических обстоятельств, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств.
Бездействие КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о ненадлежащем субъекте административной ответственности, судом были исследованы при рассмотрении дела и обоснованно отклонены.
Казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как следует из содержания вышеназванных норм в их взаимосвязи, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП, являются:
- юридические лица, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Аниш" Чувашской Республики находится в оперативном управлении КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, которое согласно Уставу учреждения является организацией, ответственной за надлежащее состояние дорог и целями деятельности которого является обеспечение сохранности, развития и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, а также дорожных сооружений, расположенных на них, повышение их пропускной способности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, а также их обустройство.
Из письма Минюста Чувашии N от 22 июня 2018 года следует, что объект "адрес" с кадастровым номером N, местоположение начало трассы от "адрес" закреплен на праве оперативного управления за КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии (л.д. 22).
Указание в жалобе на то, что обустройство стационарного освещения на участке дороги не предусмотрено Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018-2020 г.г.", само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает юридическое от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, угрожающих безопасности дорожного движения.
Срок давности и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу защитника Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Егоровой А.А, действующей на основании доверенности, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.