Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Егоровой А.А., действующей на основании доверенности, на постановление судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
установил:
постановлением судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 26 июля 2018 года Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Егорова А.А. просит отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что КУ "Чувашупрдор" не является лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги и не подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку между КУ и ИП ФИО1 заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в Урмарском районе Чувашской Республики. В силу закона ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядчиков.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 7 час. 40 мин. должностным лицом УГИБДД МВД по Чувашской Республике установлено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения по содержанию дорог, установленных п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, выразившихся в том, что на автодороге " "данные изъяты"": на 24 км + 020 м на покрытии проезжей части дороги имеется выбоины размером 1,4х0,8х0,03, 1х0,7х0,04; на 24 км + 050 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 1,6х1х0,05, 1,2х0,6;0,6х0,5х0,04, 0,75х1х0,05, 0,9х0,7х0,05, 0,6х0,7х0,05, 0,7х0,8х0,03; на 24 км + 080м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 0,9х0,45х0,09; на 24 км + 100 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 0,9х1х0,05; с 24 км + 110 м по 24 км + 550 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины многочисленные, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью; на 24 км + 900 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 0,7х0,5х0,06, 0,8х0,6х0,04, 1,45х0,7х0,05; с 25 км + 000 м по 25 км + 300 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами, превышающими предельно допустимые, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93; на 25 км + 500 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 1,0х1,1х0,07, 1х0,8х0,06, 2,4х1,7х0,07; на покрытии 25 км + 750 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 4,4х3х0,08, 1,2х1,1х0,09; на 25 км + 820 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 2,1х1,6х0,06; на 26 км на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 3,3х2,5; с 26 км + 400 м по
26 км + 900 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины многочисленные, размерами превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93; на 27 км + 150 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 1,4х1х0,05, 9,6х1,5х0,05; на 27 км + 300 м на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины размерами 2,6х1,4х0,07, 1,5х1,7х0,09; с 29 км + 400 м по 31 км на покрытии проезжей части дороги имеются выбоины многочисленные, размерами превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации, в данном случае на ИП ФИО1.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Как следует из Устава предметом деятельности КУ "Чувашупрдор", является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом Учреждение для достижения целей и реализации предмета деятельности в числе иных выполняет функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, в пределах полосы отвода, закрепленных на праве оперативного управления, включая функции балансодержателя, заказчика, контроля качества и обеспечения финансирования подрядчиков, выполняющих дорожные работы.
Автомобильная дорога " "данные изъяты"" отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и передана на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 31 октября 2011 года в оперативное управление КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии (л.д. 15).
В связи с изложенным, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального значения, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Чувашской Республики.
Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 12.34 названного Кодекса.
Заключение государственного контракта с подрядчиком не освобождает Учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядчиком взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу защитника Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Егоровой А.А, действующей на основании доверенности, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.