Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Егоровой А.А. на постановление судьи Алатырского районного Чувашской Республики от 27 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики" (далее - КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии),
установил:
постановлением судьи Алатырского районного Чувашской Республики от 27 июля 2018 года КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание с применением части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Егорова А.А, действуя на основании доверенности, подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить. В жалобе заявитель указывает, что КУ "Чувашупрдор" является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг. На основании подпункатам 1.4 и 1.5 раздела 1 Устава КУ "Чувашупрдор" Учредителем казенного учреждения является Чувашская Республика. Функции и полномочия учредителя казенного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Согласно п. 1.9 раздела 1 Устава казенное учреждение заключает государственные контракты и иные договора, подлежащие исполнению за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, от имени Чувашской Республики в пределах доведенных Казенному учреждению лимитов бюджетных средств. Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог проводятся в соответствии с законодательством подрядными организациями - победителями аукционов. Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (часть 2 статьи 12) установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состоянии дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. 5 марта 2018 года между КУ "Чувашупрдор" (заказчик) и ООО "Дортех" (подрядчик) заключен государственный контракт N 132-р/18 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорого общего пользования.
Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на участке дороги была возложена на ООО "Дортех", следовательно, КУ "Чувашупрдор" не является лицом, ответвленным за содержание автодороги и не подлежит административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное дело должно быть возбуждено в отношении подрядчика, а не заказчика.
Рассмотрев доводы жалобы, и изучив материалы дела, полагая возможным рассмотрение жалобы в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 18 июня 2018 года начальником ОГИБДД МО МВД России "Алатырский" совместно с инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России "Алатырский" Назаровым В.В. проведена проверка эксплуатационного состояния дороги сообщением "Шемурша-Сойгино-Алтышево-Аниш" с фотофиксацией.
В соответствии с актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильного дороги от 18 июня 2018 года, на участке автомобильной дороги сообщением "Шемурша-Сойгино-Алтышево-Аниш" с 58+000 по 68+000 км на территории Алатырского района Чувашской Республики выявлено следующие нарушения п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93:
- 58 + 350 км. - занижение обочины по отношению кромки;
- 58 + 350 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 170x370xh16;
- 58 + 550 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 310xl60xhl5;
- 58 + 590 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 215xl40xhl4;
- 59 + 550 км. - занижение обочины по отношению кромки величиной h16.5;
- 59 + 840 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 215xl40xhl40;
- 60 + 230 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 215xl40xhl40;
- 60 + 00 км. - занижение обочины по отношению кромки проезжей части величиной 16,5 см;
- 64 + 500 км. - разрушение дорожного полотна в виде просадок, выбоин величиной 114xl20xhl7, и разрушение обочины в виде оползня откоса.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 18 июня 2018 года с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 3 июля 2018 года и другими доказательствами.
Указанные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, факт совершения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения судом первой инстанции установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса.
Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии в совершении вмененного ему правонарушения, соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.
То обстоятельство, что между КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии и ООО "Дортех" был заключен государственный контракт N 132-р/18 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорого общего пользования не ставит под сомнение выводы судьи районного суда о виновности казенного учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние дорог является указанное юридическое лицо.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства об административных правонарушениях и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Действия казенного учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения казенного учреждения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено юридическому лицу с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере половины от минимального размера административного штрафа, установленного частью 1 статьи 12.34 указанного Кодекса, назначено с соблюдений правил, установленных частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья
решил:
постановление судьи постановление судьи Алатырского районного Чувашской Республики от 27 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики" оставить без изменения, а жалобу защитника Егоровой А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.