Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Глухова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соснина Александра Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 мая 2018 года Соснин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2018 года постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 мая 2018 года отменено, дело возвращено в районный суд на новое рассмотрение в ином составе суда.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 августа 2018 года Соснин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 августа 2018 года, защитник Соснина А.Н. - Глухов А.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит о его отмене и прекращении дела.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав Соснина А.Н, поддержавшего жалобу защитника Глухова А.В, заключение помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Гранадского А.В. об оставлении постановления без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя - защитника Глухова А.В, извещенного о дате, времени и месте судебного заседание надлежащим образом, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В статье 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно статье 4 данного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу частей 4, 5 статьи 5 Федерального закона 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия, при этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Таким образом, для целей статьи 20.2 КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Федерального закона 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Как следует из материалов дела и установленных судьей районного суда обстоятельств, 5 мая 2018 года около 14 часов 00 минут на Площади Республики, расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38, Соснин А.Н. организовал и провел несогласованное с администрацией города Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга с использованием плакатов, флагов, звукоусиливающих устройств и иных средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Вышеприведенные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 7 мая 2018 года, справкой просмотра видеозаписи от 6 мая 2018 года, фототаблицей; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 7 мая 2018 года; рапортом сотрудника полиции ФИО1 и письменным объяснением начальника ОУУП и ПДН полиции ФИО3 от 7 мая 2018 год, перепиской ФИО2 с администрацией г. Чебоксары, из содержания которой следует, что проведение 5 мая 2018 года митинга на площади Республики уполномоченным органом не было согласовано (л.д. 6-15), решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации г. Чебоксары о признании незаконным действия администрации г. Чебоксары по несогласованию публичного мероприятия в форме шествия, которое предполагается провести 5 мая 2018 г, с 14.00. до 18.00, по маршруту г. Чебоксары, от пересечения улиц Заводской и Пирогова, далее по ул. Академика А.Н.Крылова до Певческого поля, с митингом на Певческом поле; по отказу в проведении альтернативного публичного мероприятия в форме шествия, которое предполагается провести 5 мая 2018 г, с 14.00. до 18.00, по маршруту, г. Чебоксары, от пл. Республики по ул. К.Маркса, пр. Ленина до сквера им. В.И. Чапаева с митингом в сквере им. В.И.Чапаева, около памятника В.И. Чапаеву и предложению альтернативного места отказано (л.д. 16-19), и иными материалами дела.
По результатам рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, судья районного суда, установив, что Соснин А.Н. организовал и провел несогласованное с администрацией города Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга с использованием плакатов, флагов, звукоусиливающих устройств и иных средств наглядной агитации, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, правильно квалифицировал его действия по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда о виновности Соснина А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, основаны на положениях Кодекса и Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств и доказательств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Так, в вышестоящем суде Соснин А.Н. указал о свой координирующей роли при проведении публичного мероприятия, выраженном в распространении средств наглядной агитации.
В представленных фотоматериалах и справке о просмотре видеозаписи отражено, что в ходе выступления перед участниками публичного мероприятия в использованием звукоусиливающего устройства Соснин А.Н. причислил себя к числу лиц, проводящих акцию штаба Навального, давал указания окружающим, при этом был предупрежден о незаконности осуществляемых действий ввиду несогласования публичного мероприятия.
Указанное объективно свидетельствует, что Соснин А.Н. является одним из лиц, организовавших и проводивших публичное мероприятие, несогласованное в установленном порядке.
Вопреки доводам жалобы, оснований полагать, что судебное разбирательство в отношении Соснина А.Н. являлось несправедливым, не имеется.
Доводы защитника необоснованном вторжении полиции в реализацию Сосниным А.Н. права на мирные собрания являются несостоятельными.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К." право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой. Данная позиция изложена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N1428-О и других актах.
В данном случае общественная опасность совершенного Сосниным А.Н. заключается в потенциальной опасности причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Доводы жалобы о том, что о проведенном публичном мероприятии подавалось предусмотренное законом уведомление, не принимаются.
Материалы дела свидетельствуют, что ни Сосниным А.Н, ни иным организатором уведомление, отвечающее требованиям статьи 7 закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, с указанием формы, цели, места и времени фактически проведенного в 14 часов 5 мая 2018 года публичного мероприятия в форме митинга, не подавалось и согласовано не было.
Подача ФИО2 20, 24 и 25 апреля 2018 года уведомления с дополнениями о проведении публичных мероприятий в иное время в иных местах и в иных формах не свидетельствует о необоснованном привлечении Соснина А.Н. к административной ответственности.
Административное наказание назначено Соснину А.Н. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соснина Александра Николаевича оставить без изменения, жалобу защитника Глухова А.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.