Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Егоровой А.А. на постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
установил:
постановлением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее по тексту - КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, представитель КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Егорова А.А. просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить.
Рассмотрев доводы жалобы, и изучив материалы дела, полагая возможным рассмотрение жалобы в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2018 года в 7 часов 00 минут на автодороге " "данные изъяты"" с 13 км по 18 км выявлены нарушения требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, установленных ГОСТ Р 50597-93, выразившихся в нарушении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а также нарушении приложения п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 21 июня 2018 года в 7 часов 00 минут, на участке автодороги " "данные изъяты"" с 13 км по 18 км выявлены следующие недостатки: в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 заниженность обочины, не отделенные от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 4 июля 2018 года в 16 часов 40 минут, на участке автодороги " "данные изъяты"" с 16 км по 17 км + 900 м выявлены следующие недостатки: в нарушении п.3.1.1, п.3.1.2, п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 на всей протяженности имеются ямы, выбоины, просадки, превышающие размеры по длине 15 см, ширине - 60 см. и глубине - 5 см и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью; в нарушении п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597- 93 заниженность обочины, не отделенные от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 5 июля 2018 года в 13 часов 40 минут на участке автодороги " "данные изъяты"" с 12 км по 13 км выявлены следующие недостатки: в нарушении п.3.1.1, п.3.1.2, п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597- 93 на всей протяженности имеются ямы, выбоины, просадки, превышающие размеры по длине 15 см, ширине - 60 см. и глубине - 5 см и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 5 июля 2018 года в 13 часов 20 минут на участке автодороги " "данные изъяты"" с 9 км + 300 м выявлены следующие недостатки: в нарушении п.3.1.1, п.3.1.2, п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597- 93 на всей протяженности имеются ямы, выбоины, просадки, превышающие размеры по длине 15 см, ширине - 60 см. и глубине - 5 см и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 12 августа 2018 года в 15 часов 00 минут на участке автодороги " "данные изъяты"" 17 км + 305 м выявлены следующие недостатки: на нерегулируемом пешеходном переходе обозначенными дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" дорожные знаки установлены в нарушении п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, на пешеходном переходе имеются выбоины, просадки.
Согласно акта выявленных недостатков, составленного 14 августа 2018 года в 17 часов 30 мин на участке автодороги " "данные изъяты"" с 10 км по 17 км выявлены следующие недостатки: в нарушении п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597- 93 заниженность обочины, не отделенные от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии.
Факт совершения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении административного правонарушения, судом первой инстанции установлены правильно, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24 августа 2018 года, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фототаблицей и другими доказательствами, оцененными в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, из объема обвинения подлежат исключению факты нарушения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, выявленные административным органом 21 июня 2018 г, 4 июля 2018 г, 5 июля 2018 г, по которым на момент рассмотрения дела- 30 октября 2018 года истекли сроки давности привлечения к административной ответственности. При этом суд отклоняет доводы учреждения об истечении срока давности привлечения к ответственности, который, по его мнению, должен исчисляться с 21 июня 2018 года. В данном случае факт совершения административного правонарушения был выявлен должностным лицом в ходе проведенной проверки 12 августа и 14 августа 2018 г. Соответственно, срок давности привлечения КУ Чувашупрдор" Минтранса Чувашии к административной ответственности по фактам от 12 августа 2018 года и 14 августа 2018 года истекает лишь 12 ноября и 14 ноября 2018 года соответственно.
Довод защитника о том, что КУ "Чувашупрдор" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку в силу закона ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации, в данном случае на ООО "Воддорстрой", является несостоятельным.
Как следует из Устава предметом деятельности КУ "Чувашупрдор" является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом Учреждение для достижения целей и реализации предмета деятельности в числе иных выполняет функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, в пределах полосы отвода, закрепленных на праве оперативного управления, включая функции балансодержателя, заказчика, контроля качества и обеспечения финансирования подрядчиков, выполняющих дорожные работы.
В связи с изложенным, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Чувашской Республики.
КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 названного Кодекса.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождает КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства об административных правонарушениях и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Наказание КУ "Чувашупрдор" назначено в пределах санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и финансового положения юридического лица.
Оснований для применения при назначении наказания положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ с учетом исключения из объема обвинения фактов нарушения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, выявленных административным органом 21 июня 2018 г, 4 июля 2018 г, 5 июля 2018 г. не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики изменить: исключить из объема обвинения факты нарушения КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, выявленные административным органом 21 июня 2018 г, 4 июля 2018 г, 5 июля 2018 г. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части судебное решение оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.