Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Егорова Н.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Егоров Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 540, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 3278351 руб. по состоянию на 06 июля 2012 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровый оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Требование мотивировал тем, что он является собственником вышеуказанного объекта недвижимости на основании договора купли-продажи муниципального имущества Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 02. Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 04 сентября 2017 года, определенная 06 июля 2012 года и утвержденная 06 января 2013 года в размере 6172642 руб. 65 коп, существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания" от 26 сентября 2018 года N 4082/09 в размере 3278351 рублей, что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец Егоров Н.В, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Его представитель Матвеева И.С. в судебном заседании требование поддержала по приведенным в административном иске основаниям.
Представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике Рафикова Ю.Г, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г. удовлетворение искового заявления оставили на усмотрение суда, сославшись на отсутствие заинтересованности представляемых ими учреждений.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство юстиции и земельных отношений Чувашской Республики и администрация Канашского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В отзывах и заявлениях, представленных суду, удовлетворение искового требования также оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Егоров Н.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 540, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи муниципального имущества Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 02, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 февраля 2012 года серии N.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.
В соответствии с этим Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение N 1), кадастровая стоимость упомянутого выше объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 06 июля 2012 года составляет 6172642 руб. 65 коп.
Согласно представленной стороной административного истца выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 сентября 2017 года на указанную дату кадастровая стоимость нежилого здания также составляет 6172642 руб. 65 коп.
В результаты определения кадастровой стоимости относительно спорного объекта недвижимости на день рассмотрения дела какие-либо изменения не вносились.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 400 Налогового РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пункт 2 ст. 402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N 42 "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
Таким образом, поскольку Егоров Н.В. является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Сведений о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, в материалы дела стороной административного ответчика не представлено и судом не установлено.
В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования Егоровым Н.В. представлен отчет ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания" от 26 сентября 2018 года N, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 540, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 06 июля 2012 года составляет 3278351 рублей.
Как было указано выше, сторона административного ответчика удовлетворение предъявленного требования оставила на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразила.
Представленный административным истцом отчет ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания" отчет от 26 сентября 2018 года N проведен на основании анализа рынка объекта оценки, при этом сделан основной вывод о таком состоянии рынка, что цены предложений являются практически единственным источником информации о возможных рыночных ценах; ввиду недостаточности информации о ценах на сопоставимые объекты в Канашском районе Чувашской Республики на дату оценки для составления анализа представлен анализ рынка сопоставимой недвижимости в г. Чебоксары Чувашской Республики. Приняты тенденции рынка продажи, рынка аренды офисных помещений в апреле 2012 года в виде диапазона площади помещений, расположения объектов офисной недвижимости в соответствующих районах г. Чебоксары, средней цены продажи и арендной платы.
Применены затратный и доходный подходы в расчете рыночной стоимости объекта оценки в связи с наличием необходимой информации.
В результате расчета, определенного затратным подходом, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в размере 3175495 рублей.
В результате расчета, определенного в рамках доходного подхода, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в размере 3362505 рублей.
В результате анализа имеющейся информации сделано заключение о наиболее вероятной рыночной стоимости представленного к оценке здания общей площадью 540, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с учетом сделанных допущений и принятых ограничений по состоянию на 06 июля 2012 года в размере 3278351 рубля.
Оценив указанный отчет, суд приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 53, 11%.
Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлимым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 22 октября 2018 года.
По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Со дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 1 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
При этом в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 540, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 3278351 (трех миллионов двухсот семидесяти восьми тысяч трехсот пятидесяти одного) рубля по состоянию на 06 июля 2012 года до даты внесения сведений о его кадастровой стоимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.