Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Волковой О.В,
судей Иванова Ал.В. и Халиулина А.Д,
при секретаре Сафиулиной Э.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Рыбаковой А. М. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Рыбаковой А. М. к обществу с ограниченной ответственность "Управдом", муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" муниципального образования Волжский район об обязании устранить нарушения по услуге теплоснабжения, взыскании платы за оказание услуги ненадлежащего качества, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыбакова А.М. обратилась в суд с иском обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - ООО "Управдом"), муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" муниципального образования Волжский район (далее - МУП "Тепловые сети") о взыскании платы за оказание ненадлежащего качества услуги по теплоснабжению в период с января 2015 года по ноябрь 2017 года в размере 39703 руб. 55 коп, неустойки в размере 39703 руб. 55 коп, компенсации морального вреда в размере 100000 руб, штрафа в размере 89707 руб. 55 коп, а также обязании устранить нарушения по предоставлению услуги по теплоснабжению.
В обоснование иска указано, что с 2005 года Рыбакова А.М. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" С момента проживания ее в квартире имеются перебои с теплом. ООО "Управдом" является управляющей организацией, МУП "Тепловые сети" - поставщиком тепловой энергии в жилой дом по указанному адресу. В связи с несоответствием температурного режима в квартире Рыбаковой А.М, начиная с 2014 года, истец неоднократно обращалась в административные органы, прокуратуру, управляющую организацию, однако температурный режим в ее квартире не соответствует установленной норме. Согласно акту проверки ООО "Управдом" от 18 января 2018 года температура воздуха в квартире Рыбаковой А.М. +17 градусов Цельсия, при нормативе не ниже +20 градусов Цельсия. Из чего следует, что, добросовестно оплачивая за поставку тепловой энергии, истец переплачивает за ее недопоставку. Размер переплаты за три предыдущих года составляет 39703 руб. 55 коп, подлежащие взысканию с ответчиков. Также в связи с нарушением прав истца как потребителя в ее пользу подлежит взысканию неустойка, компенсация морального вреда и штраф.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Рыбакова А.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования. Выражает несогласие с выводом суда о необоснованности предъявления истцом иска к ООО "Управдом", указывая на то, что обеспечение тепловой энергией квартир в обслуживаемом управляющей компанией доме является обязанностью данной компании. Считает, что вина ООО "Управдом" в недопоставки тепла в принадлежащую ей квартиру подтверждается приложенными к материалам дела документами. Отказ в удовлетворении исковых требований к ООО "Тепловые сети" на том основании, что она не обращалась в данную организацию с соответствующим заявлением, полагает незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Управдом", МУП "Тепловые сети" просят оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения Рыбаковой А.М, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Рыбакова А.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
1 июня 2012 года между ООО "Управдом" (управляющая компания) и Сотнурской сельской администрацией был заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе по адресу: "адрес"
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора управляющая компания обязуется: осуществлять управлением домом; выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома согласно перечню услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, условиям их оказания и выполнении и в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок содержания и ремонта жилищного фонда; выполнять круглосуточное аварийное обслуживание дома; ежемесячно производить расчеты по платежам администрации и нанимателей, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в доме в соответствии с жилищным законодательством, производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей потребителя за содержание, текущий и капитальный ремонт и прочие услуги самостоятельно, либо путем привлечения третьих лиц.
Поставщиком и исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения по адресу: "адрес" является МУП "Тепловые сети".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Рыбаковой А.М, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Управдом" не является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению; истец с заявлением по вопросу некачественно предоставляемой услуги по теплоснабжению в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, к ответчикам не обращалась.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил).
Согласно Приложению 1 к Правилам отопление должно обеспечивать температуру в жилых помещениях - не ниже +18 градусов Цельсия (в угловых комнатах - +20 градусов Цельсия ), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 градусов Цельсия и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов Цельсия (в угловых комнатах - +22 градусов Цельсия).
В силу пункта 33 Правил потребитель имеет право: требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков, требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 34 Правил потребитель обязан при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.
Пунктом 104 Правил установлено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Согласно пунктам 105, 106 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Из приведенного правового регулирования следует, что перерасчет коммунальных платежей носит заявительный характер и может быть произведен только по заявлению потребителя при установлении факта предоставления некачественной коммунальной услуги.
Основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома (аварийно-диспетчерскую службу) либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Как следует из протокола судебного заседания, состоявшегося по делу 1 ноября 2018 года, Рыбакова А.М. пояснила суду, что в МУП "Тепловые сети" и ООО "Управдом" с заявлением о перерасчете платы за услугу по теплоснабжению в связи с ее ненадлежащим оказанием она не обращалась.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения Рыбаковой А.М. порядка установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определенного Правилами, непредставление истцом актов о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества за спорный период, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на обращения Рыбаковой А.М. по поводу неудовлетворительной работы системы отопления в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Волжскую межрайонную прокуратуру, а также на составленные ООО "Управдом" акт проверки системы отопления от 18 января 2018 года и предписание от 18 января 2018 года не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку содержащиеся в них сведения не относятся к периоду, за который истцом заявлена к взысканию плата за оказание услуги ненадлежащего качества.
Кроме того, как следует из указанного акта проверки системы отопления от 18 января 2018 года, по результатам обследования состояния отопления в принадлежащей истцу квартире установлено, что собственником квартиры по адресу: "адрес" к трубопроводу поэтажного стояка центрального отопления присоединен оборудованный теплый пол в гостиной, спальной и на кухне; уменьшен проходной диаметр трубопровода отопления от разводки в подвальном помещении до квартиры. На основании акта проверки названному собственнику было выдано предписание от 18 января 2018 года о восстановлении системы отопления в исходное состояние, которое было исполнено, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ от 10 августа 2018 года. Доказательств того, что после устранения нарушений, установленных актом проверки системы отопления от 18 января 2018 года, температурный режим в квартире по адресу: "адрес" не соответствует установленной норме истцом не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбаковой А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Волкова
Судьи Ал.В.Иванов
А.Д.Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.