Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
с участием прокурора Полозовой Т.В,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению заместителя Горномарийского межрайонного прокурора на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2018 года по административному исковому заявлению межмуниципального отдела МВД России "Козьмодемьянский" об установлении административного надзора в отношении Панькина С.Н..
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межмуниципальный отдел МВД России "Козьмодемьянский" обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Панькина С.Н. административного надзора и административных ограничений, указав, что "дата" Панькин С.Н. освобожден из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение тяжкого преступления. В апреле 2018 года Панькин С.Н. 4 раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2018 года в отношении Панькина С.Н. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до "дата", с исчислением срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора и установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации, запрета на выезд за пределы Республики Марий Эл без разрешения органов внутренних дел, запрета пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу алкогольных напитков в розлив.
В апелляционном представлении заместитель Горномарийского межрайонного прокурора просит решение суда изменить в части срока, на который должен быть установлен административный надзор, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в соответствии с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора Полозову Т.В, поддержавшую апелляционное представление, проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы представления, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 2 части 3 настоящей статьи, в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если это лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от "дата" Панькин С.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи "... " и пунктами "а", "г" части 2 статьи "... " Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 2 года 7 месяцев условно с испытательным сроком 2 года без штрафа.
Постановлением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от "дата" условное осуждение отменено, Панькин С.Н. направлен для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. Освобожден из мест лишения свободы "дата".
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения Панькиным С.Н. преступления) судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктами "а", "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, погашалась по истечении шести лет после отбытия наказания.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 19 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 12 апреля 2018 года, 25 апреля 2018 года, Панькин С.Н. привлекался к административной ответственности за совершение 11 апреля 2018 года, 14 апреля 2018 года, 22 апреля 2018 года, 24 апреля 2018 года административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Панькин С.Н. имея неснятую и непогашенную судимость по приговору Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от "дата" за совершение тяжкого преступления, в течение года совершил четыре административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Панькина С.Н.
Вопреки доводам апелляционного представления указание в резолютивной части решения на установление Панькину С.Н. административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до "дата", с исчислением срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Фактически установленный судом срок административного надзора с учетом его исчисления со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу составит менее трех лет и не превысит срок погашения судимости. Положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ не исключают возможность определения срока административного надзора до момента погашения судимости административного ответчика.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционного представления не имеет.
Вместе с тем, часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ установлено административное ограничение в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории.
Запрет на выезд за пределы Республики Марий Эл без разрешения органов внутренних дел в указанный перечень не входит, следовательно, не может быть применен в отношении Панькина С.Н.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с указанными в данном законе исключительными личными обстоятельствами.
Из смысла указанной нормы, разрешение на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории относится к полномочиям органов внутренних дел, и не относится к содержанию указанного административного ограничения.
Пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ установлено административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации, что не соответствует пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив дело в полном объеме, считает, что имеются основания для изменения решения суда первой инстанции в части установления административных ограничений, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2018 года изменить в части установления в отношении Панькина С.Н. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы Республики Марий Эл, исключив из резолютивной части решения суда слова "без разрешения органов внутренних дел".
Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"обязательная явка 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации".
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Горномарийского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Петрова
Судьи И.А.Медведева
Э.И.Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.