Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Астафьевой О.Ю,
судей Орловой Л.В, Трофимовой Е.Н,
при секретаре Новоселове Д.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Капаклы Галины Демьяновны к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу и непригодного для проживания,
по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска
на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года,
установила:
в обоснование заявленных требований Капаклы Г.Д. указала, что является собственником квартиры "адрес изъят". Постановлением администрации г. Усть-Илимска N 705 от 05.12.2017 дом был признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр ветхих и аварийных жилых домов г. Усть-Илимска подпрограммы "Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2016-2020 годы муниципальной программы Муниципального образования г. Усть-Илимск "Доступное жилье" на 2016-2020 годы.
Приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска N 66-ОД от 07.03.2018 она признана малоимущим гражданином, нуждающимся в жилом помещении.
До настоящего времени ей не было предоставлено жилое помещение взамен утраченного. Ее дом пострадал в пожаре, и она вынуждена проживать не в своей квартире. В настоящее время она проживает во временном жилом помещении, в комнате общей площади 11,3 кв.м, предоставленной Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска на срок с 10.07.2018 до 10.01.2019 по договору краткосрочного найма от 06.07.2018.
Капаклы Г.Д. просила суд обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 31,5 кв.м, жилой не менее 16,30 кв.м. отвечающей всем установленным требованиям применительно к условиям г. Усть-Илимска Иркутской области, находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года исковые требования удовлетворенны.
Суд возложил на Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска предоставить Капаклы Г.Д. вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Усть-Илимска Иркутской области, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 31,5 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта города Усть-Илимска Иркутской области.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска по доверенности Николаева И.В. просит решение суда отменить как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает, что при разрешении спора суд неправильно установилфактические обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права. Возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение, суд не учел, что несмотря на признание администрацией города Усть-Илимска жилого дома, в котором проживает истец, аварийным и подлежащим сносу, дом не признан непригодным для проживания, и нет угрозы для жизни и здоровья истца. Также судом оставлено без внимания, что истице уже предоставлено для временного проживания жилое помещение "адрес изъят". Иных свободных жилых помещений в собственности у ответчика не имеется. Не учтено судом и то, что истец является собственником квартиры "адрес изъят". Дом признан аварийным, подлежащим сносу, включен в программу "Доступное жилье", "Пересееление граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2016-2020 годы.
В возражениях на апелляционную жалобу Капаклы Г.Д. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отмены решения суда.
Такими основаниями в данном деле являются: неправильное применение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное истолкование закона (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Удовлетворяя исковые требования истца и возлагая на Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска обязанность предоставить истцу вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Усть-Илимска Иркутской области, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 31,5 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта города Усть-Илимска Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что имеющаяся у истца квартира, расположена в жилом доме, признанном аварийным, подлежащим сносу, истец признаны малоимущей, имеется объективная нуждаемость истца в предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
С указанными выводами суда об удовлетворении заявленных исковых требований судебная коллегия не может согласиться, находит их не соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основанными на неправильном истолковании норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Между тем, нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения по изъятию у собственников принадлежащих им жилых помещений и по предоставлению им взамен изымаемого другого жилого помещения, положения ст. ст. 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не учитывались и не применялись.
Не были учтены судом первой инстанции и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в котором указано на необходимость применения и учета положений ч. 4 ст. 15, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при разрешении спора о предоставлении жилого помещения собственникам.
Как видно из материалов дела истец Капаклы Г.Д. является собственником квартиры, расположенной "адрес изъят".
При обследовании дома специалистами ООО "ПБ "Ангара" было установлено, что в результате пожара, произошедшего в 2016 году жилой дом был поврежден, по своему состоянию является аварийным, категория деформации и повреждений, свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 14 октября 2016 года дом признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации города Усть-Илимска N 705 от 05.12.2017 жилой дом по указанному адресу признан аварийным, и подлежащим сносу, включен в муниципальную программу МО г. Усть-Илимск "Доступное жилье" на 2016-2020 годы.
Приказом департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска от07.03.2018 истец признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договор социального найма.
Несмотря на то, что истец является собственником сгоревшей квартиры "адрес изъят", и указанный объект недвижимого имущества не изымался в установленном законом порядке у нее. Весь жилой дом по ул. Братская, 24 включен в программу "Доступное жилье" на 2016-2020 годы, истцу предоставлено временное жилье администрацией города Усть-Илимска по договору краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 6 июля 2018 года "адрес изъят".
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих предъявления собственникам квартир в указанном доме в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации требований о сносе или реконструкции в разумный срок, отсутствует решение об изъятии жилого помещения (квартиры), принадлежащей истцу на праве собственности, для муниципальных или государственных нужд органом местного самоуправления, нет и соглашения о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемого.
Как видно из материалов дела жилой дом, в котором у истца находилась квартира, принадлежащая ей на праве собственности, признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда, в связи с чем, истец по своему выбору вправе требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения. Во всяком случае, предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. Такого соглашения материалы дела не содержат. Обязанности предоставлять собственнику жилого помещения, признанного аварийным, во внеочередном порядке другого жилого помещения на условиях договора социального найма ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также не предусматривает.
Обязанность содержать жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, возложена на собственника квартиры. Период программы, в которую включен для расселения жилой дом "адрес изъят", на момент разрешения спора не истек. Истец обеспечена временным жилым помещением. Доказательств, подтверждающих угрозу нарушения жилищных прав или нарушение жилищных прав истца, угрозу ее жизни и здоровью, материалы дела не содержат. В аварийном жилом помещении она не проживает, ей временно предоставлено другое жилое помещение, срок действия программы, предусматривающей расселение дома, не истек, определен до 01.01.2020 года, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не было.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о возложении на департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, сделаны в нарушение положений вышеуказанных норм материального права (ст. ст. 30, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судом не было учтено, что истец, как собственник квартиры, в соответствии с нормами статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания имущества, а также несет самостоятельно риск гибели или повреждения имущества, а сам по себе факт признания ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке.
Не влияют на выводы судебной коллегии и представленные доказательства, свидетельствующие основания для признания истца малоимущей (справки о размере пенсии, домовая книга, копия трудовой книжки).
При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ст. 328, п. 3,4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года по данному гражданскому делу подлежащим отмене полностью с принятием по делу нового решения об отказе полностью в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года отменить полностью.
Принять по делу новое решение.
Отказать полностью в удовлетворении исковых требований Капаклы Г.Д. к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска об обязании предоставить вне очереди Капаклы Галине Демьяновне другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Усть-Илимска Иркутской области, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 31,5 кв.м, жилой площадью не менее 16,3 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимска Иркутской области.
Судья-председательствующий О.Ю. Астафьева
Судьи Л.В. Орлова
Е.Н. Трофимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.