Иркутский областной суд в составе судьи Бутиной Е.Г.,
при секретаре Колесниковой К.О,
с участием прокурора Лоховой Е.Ю,
представителя административного истца Котова А.В,
представителя административного ответчика Мельникова А.А.
представителя заинтересованного лица Кондрашова В.И. Малых Ю.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Кондрашова В. И. об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва от 17 августа 2018 года N 17/46,
установил:
Кондрашов В.И, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N5, обратился в суд с иском, указывая, что решением окружной избирательной комиссии N 5 (далее ОИК N5, комиссия) от 17 августа 2018 года N 17/46 его печатный агитационный материал был признан изготовленным и распространяемым с нарушением пунктов 9, 9.1 статьи 48, пункта 3 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частей 10, 10.1 статьи 52, части 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области". Данное решение считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку при предоставлении агитационного материала в ОИК N5 ввиду невнимательности при подготовке пакета документов по ошибке не были представлены письменные согласия физических лиц на использование их положительных высказываний. При этом согласия физических лиц на использование их положительных высказываний получены до момента изготовления и начала распространения агитационного материала и были представлены в комиссию в момент рассмотрения жалобы. Считает, что для рассмотрения вопроса о законности изготовления агитационного материала значимым является факт наличия согласия, а не факт их представления в соответствующую избирательную комиссию. По мнению комиссии, на странице 6 агитационного материала опубликована фотография Кондрашова В.И. с подписью "Первый городской карнавал" среди определенного круга лиц, подлежащих идентификации. Однако, исходя из детального анализа фотографии видно, что лицо человека, находящегося в автомобиле, скрыто рамой транспортного средства и не может быть идентифицировано.
Второй человек, на незаконное изображение которого указано в оспариваемом решении комиссии, находится не в автомобиле, а фактически является еще одним участником мероприятия и также не поддается идентификации.
На основании изложенного просит отменить решение от 17 августа 2018 года N 17/46 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Административный истец Кондрашов В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Котов А.В, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Мельников А.А. -председатель ОИК N5, действующий на основании прав по должности, исковые требования не признал, указав, что экземпляр агитационного материала Кондрашовым В.И. был представлен в комиссию 11 августа 2018 года без согласия физических лиц на использование их высказываний в его листовке. Копии согласий поступили в комиссию только 17 августа 2018 года. Действующим законодательством не предусмотрена возможность донесения каких-либо документов при предоставлении в комиссию агитационных материалов. Считает, что принципиальным является не сам факт наличия согласия физических лиц, а именно их представление в избирательную комиссию. Полагает, что запечатленные на фотографии два лица, находящиеся непосредственно рядом с кандидатом, на странице 6 агитационного материала, вполне могут быть идентифицированы в связи с достаточной близостью к самому кандидату, который находится на переднем плане фотографии. Полагает, что поскольку согласия физических лиц в комиссию представлены только в копиях и лицом, неуполномоченным на это, то нарушение не устранено до настоящего времени.
Заинтересованное лицо Кондрашов В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Кондрашова В.И. Малых Ю.И, действующая на основании доверенности, считала исковые требования необоснованными.
Представитель Избирательной комиссии Иркутской области Рымарев Д.С, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях просил административный иск оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица Кондрашова В.И, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Лоховой Е.Ю, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее Федерального закона N 67-ФЗ) использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.
Согласно пункту 9.1 статьи 48 указанного закона при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Аналогичные положения содержатся в частях 10, 10.1 статьи 52 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" (далее Закон Иркутской области N 18-ОЗ).
Согласно пункту 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших эти материалы.
Пунктом 5 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается изготовление агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 2 настоящей статьи, а пунктом 6 этой же статьи запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещается.
Согласно пункту 8 статьи 56 названного федерального закона в случае распространения подложных печатных агитационных материалов, распространения печатных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 этого же федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного этим же федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года N63/2 -ЗС, опубликованным в газете "Областная" N 61 (1818) от 8 июня 2018 года, на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 31 мая 2018 года N 191/1904 сформирована окружная избирательная комиссия, председателем которой постановлением от 31 мая 2018 года N 191/1905 назначен Мельников А.А.
Решением ОИК N5 от 25 июля 2018 года N10/28 Кондрашов В.И, выдвинутый избирательным объединением региональное отделение всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N5.
29 июля 2018 года ОИК N5 было принято решение N 10/28 "О регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Кондрашова В.И, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, кандидат в депутаты законодательного Собрания Кондрашов В.И, выдвинутый избирательным объединением Политическая партия "Коммунистическая Партия Российской Федерации", 11 августа 2018 года уведомил ОИК N 5 об изготовлении и начале распространения агитационных печатных материалов в виде бюллетеня, тиражом 30 000 экземпляров, с датой распространения 12 августа 2018 года.
В качестве приложения к указанному уведомлению указано на копию печатного агитационного материала, копию документа об оплате изготовления данного агитационного материала и его электронного образа.
15 августа 2018 года от заинтересованного лица кандидата в депутаты Кондрашова В.И. в ОИК N5 поступила жалоба, в которой указывалось на нарушение истцом Кондрашовым В.И. норм действующего законодательства о выборах, а именно на странице 3 печатного агитационного материала опубликованы высказывания физических лиц, письменные согласия которых не представлены. Также в жалобе указано, что на странице 6 агитационного материала опубликована фотография Кондрашова В.И. с сидящими рядом в автомобиле двумя другими людьми, лица которых отчетливо видны. Кроме того, указывалось на необъективный, недостоверный и оскорбительный характер высказываний в листовке в адрес кандидата в депутаты Кондрашова В.И, (данные изъяты) года рождения.
Данная жалоба была рассмотрена на заседании рабочей группы ОИК N5 по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, а также иных обращений, связанный с нарушением законодательства о выборах.
На основании решения рабочей группы, решением ОИК N5 от 17 августа 2018 года N 17/46 указанные в обращении зарегистрированного кандидата Кондрашова В.И. печатные агитационные материалы признаны изготовленными и распространяемыми с нарушением пунктов 9, 9.1 статьи 48, пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, частей 10,10.1 статьи 52, части 5 статьи 58 Закона Иркутской области N 18-ОЗ. Также было принято решение обратиться в ГУ МВД России по Иркутской области с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных печатных агитационных материалов, указанных в пункте 1 решения.
Согласно материалам дела, копии письменных согласий лиц, чьи высказывания имеются в агитационном печатном материале истца, были представлены в комиссию в день рассмотрения жалобы, а именно 17 августа 2018 года.
Судом в ходе судебного разбирательства обозрен печатный агитационный материал административного истца под названием "Иркутск решает!".
Как следует из указанного материала, на страницах 3,4,5 содержатся высказывания физических лиц, а именно адвоката А, предпринимателя Б, супругов В, программиста Г, пенсионера Д, журналиста Ж, учителя русского языка и литературы З, автолюбителя И, маркетолога К, домохозяйки Л.
На странице 6 агитационного материала присутствует фотография с подписью "Первый городской карнавал", на которой Кондрашов В.И. запечатлен в автомобиле, в котором также находятся водитель и еще один человек.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что решение комиссии от 17 августа 2018 года N 17/46 о признании печатного агитационного материала изготовленным и распространяемым с нарушением пункта 9 статьи 48, пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 52, части 5 статьи 58 закона Иркутской области N 18-ОЗ является законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на анализе указанных в решении комиссии правовых норм, из буквального содержания которых следует, что согласия физических лиц на опубликование их высказывания предоставляются в избирательную комиссию вместе с экземпляром агитационного материала. Предоставление данных документов в дальнейшем в силу прямого указания законом не предусмотрено.
При этом сам факт наличия письменных согласий без предоставления их в избирательную комиссию вместе с экземпляром агитационного материала правового значения не имеет.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы иска в части отсутствия нарушений законодательства о выборах Кондрашовым В.И. в изготовлении и распространении агитационного материала по причине нахождения на странице 6 фотографии, где кроме истца запечатлены еще два человека, которых, по мнению комиссии, можно идентифицировать.
С данными выводами комиссии суд согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 1226-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ляскина Н.Н. на нарушение его конституционных прав частью 9.1 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в 2016 году федеральный законодатель с учетом ранее накопленного опыта проведения избирательных кампаний изменил порядок использования изображений физических лиц в агитационных материалах и предусмотрел, что использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц, и использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц; в указанных случаях получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется. Установленное указанными законоположениями специальное регулирование осуществления предвыборной агитации, как направленное, прежде всего на то, чтобы не допустить возможность формирования у избирателей искаженного представления о кандидате, а также на обеспечение равенства прав кандидатов и защиту прав и интересов граждан, не являющихся кандидатами, не выходит за пределы дискреции федерального законодателя и не может быть признано нарушающим конституционные права заявителя в указанном им аспекте в его конкретном деле.
Изучив спорную фотографию, руководствуясь своим внутренним убеждением, суд приходит к выводу, что лиц, запечатленных рядом с кандидатом Кондрашовым В.И. идентифицировать невозможно в силу формата, размера фотографии и места расположения лиц, находящихся в автомобиле.
В связи с чем, спорная фотография, по мнению суда, не может сформировать у избирателя искаженного представления о данном кандидате.
По указанным основаниям суд находит незаконным решение комиссии от 17 августа 2018 года N 17/46 в части признания печатных агитационных материалов истца изготовленными и распространяемыми с нарушением пункта 9.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10.1 статьи 52 Закона Иркутской области N 18-ОЗ.
Между тем, данное обстоятельство не приводит к удовлетворению исковых требований истца, поскольку в иной части решение комиссии судом признано законным и обоснованным.
При наличии законных оснований для признания печатного агитационного материала изготовленным и распространяемым с нарушением пункта 9 статьи 48, пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 52 Закона Иркутской области N 18-ОЗ, комиссией правомерно принято решение об обращении в ГУ МВД России по Иркутской области с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности об изъятии незаконных печатных агитационных материалов, поскольку это согласуется с положениями пункта 5 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования кандидата в депутаты Кондрашова В.И. об отмене решения ИОК N 5 от 17 августа 2018 года N 17/46 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Кондрашова В. И. об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва от 17 августа 2018 года N 17/46 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Е.Г. Бутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.