Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Самчелеевой И.А.
Судей: Филатовой Г.В, Тароян Р.В.
При секретаре: Моревой Н.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 29.10.2018 года, которым постановлено:
Исковое заявление Захаровой Н.В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Департамент по управлению имуществом г.о.Самара предоставить Захаровой Н.В. во внеочередном порядке благоустроенное, равнозначное ранее занимаемому, жилое помещение, общей площадью не менее 27,05 кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г.о.Самара, на состав семьи из 5 человек.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А, выслушав объяснение Захаровой Н.В, третьего лица Захаровой О.Ю. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Захарова Н.В. обратилась в Кировский районный суд г.Самары с иском к Администрации Кировского района г.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, по адресу: "адрес" общей площадью 22 кв.м. Многоквартирный дом был включен в общий перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции на территории г.о.Самара, являющийся приложением к адресной программе сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о.Самара, утвержденной решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года N 540. В течение продолжительного времени никаких решений и действий по предоставлению нового жилья, пригодного для проживания не предпринималось, состояние дома ухудшалось. В 2017 года дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению первого заместителя главы г.о.Самара от 22.02.2018 года N 343 В.А.Василенко, Департамент управления имуществом г.о.Самара обязан предоставить другие жилые помещения в срок до 30.06.2019 года. Просит ускорить расселение "адрес" в "адрес". Обязать Администрацию Кировского района г.о.Самара предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требования, применительно к условиям населенного пункта г.Самара, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 22 кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта г.Самара.
Определением Кировского районного суда г.Самары от 20.07.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Кировского в/г района г.о.Самары на надлежащего - Департамент управления имуществом г.о.Самара, дело направлено для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Самары. Этим же определением суда Администрация Кировского в/г района г.о.Самара привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просил отменить судебное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе указал, что судом не были приняты во внимание обстоятельства, имеющие важное значение для разрешения дела. Согласно Концепции жилищной политики в Самарской области до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Самарской области 27.11.2013 года N 685, переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012 года, планируется осуществлять после 01.01.2018 года за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В настоящее время Министерство строительства Самарской области разрабатывает проект новой областной программы по переселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 01.01.2012 года.
В заседании судебной коллегии Захарова Н.В, третье лицо Захарова О. Ю. просили решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Захарова Н.В. пояснила, что они отказались от маневренного жилья в связи с тем, что не желают там проживать постоянно. Согласны передать свою комнату Департаменту взамен предложенного нового жилья.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", жилой площадью 22,00 кв.м, по указанному адресу зарегистрированы Захарова Н.В. - собственник, Захарова О.Ю. - дочь, Дмитриева Е.В. - внучка, Караблин И.С. - внук, Караблин Б.С. - внук (л.д.8).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 22.02.2018 N 343 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, Департаменту управления имуществом г.о.Самара рекомендовано в срок до 30.06.2019 года предоставить другие жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д.7).
Удовлетворяя исковые требования суд указал на следующее.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу ст.57 ЖК РФ жилое помещение в связи с непригодностью жилых помещений для проживания и невозможностью их ремонта и реконструкции может быть предоставлено вне очереди, как нанимателю по договору социального найма, так и собственнику жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 05.03.2009 N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Судом установлено, что собственником не принято решение о дальнейшем использовании жилого дома, дом до настоящего времени не расселен, решений об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд не принималось, вопрос о выкупной цене жилых помещений либо о предоставлении жилого помещения не решался.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Учитывая, что ответчиком не приняты меры, определенные частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 540 (что следует из ответа Государственной жилищной инспекции Самарской области от 28.04.2016 (л.д.10), суд приходит к выводу, что истец по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно п. 5.4 Решения Думы городского округа Самара от 29.03.2018 N 291 "О внесении изменений в Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденное Решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 года N 754", выселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется по выбору граждан путем: предоставления возмещения за жилое помещение в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставления жилых помещений посредством заключения договора мены жилых помещений в порядке, предусмотренном главой 31 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Видами жилых помещений в силу ст. 16 ЖК РФ являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма.
В соответствии со ст. 7 (ч. 1) ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует ч. 1 ст. 42 ЖК РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.
Таким образом, исходя из содержания положений ст. 15, 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Согласно пояснениям истца, на 2 этаже дома 10 по ул.Олимпийской, где находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу, проживает 8 семей, которые пользуются коридором площадью 28,5 кв.м, кухней площадью 11,9 кв.м (л.д.78). Таким образом, доля истца в общей площади составляет 5,05 кв.м, с учетом площади комнаты 22,00 кв.м, равнозначное жилое помещение должно быть не менее 27,05 кв.м по общей площади.
В соответствии с ч.1 ст.27 Устава г.о.Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее в настоящей статье - Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в виде возложения на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное, равнозначное ранее занимаемому, жилое помещение, общей площадью не менее 27,05 кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г.о.Самара, на состав семьи из 5 человек (Захарова Н.В, Захарова О.Ю, Дмитриева Е.В, Караблин И.С, Караблин Б.С.).
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, принадлежащего истцу непригодным для проживания, не достаточно для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 указанного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела не следует, что многоквартирный дом включен в региональную адресную программу, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 г.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Поэтому доводы истца об обязательном внеочередном предоставлении жилья основаны на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара являются обоснованными, в связи с чем решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 29.10.2018 года - отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Захаровой Н.В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения на состав семьи 5 человек во внеочередном порядке- отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.