ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2019 года по делу Nа-19/2019г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хираева Ш.М,
с участием представителя административного истца М.Ф.М,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности К.Ю.М,
при секретаре судебного заседания Г.А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.А.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Представитель А.А.Н. по доверенности М.Ф.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, расположенного по адресу: Республик Дагестан, г. Махачкала, "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "." рублей.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении земельного участка, принадлежащего А.А.Н. на праве собственности кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы А.А.Н, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца М.Ф.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности К.Ю.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Представители административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Дагестан, а также представители привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц - администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в судебное заседание не явились, в связи с чем, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу А.А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, расположенный по адресу: Республик Дагестан, г. Махачкала, "адрес", относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - под промышленное использование.
Согласно представленной в суд выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "дата", в отношении принадлежащего А.А.Н. земельного участка с кадастровым номером N установлена кадастровая стоимость в размере "." руб.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, А.А.Н. обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела принадлежащий А.А.Н. на праве собственности земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "дата".
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, был составлен по состоянию на 01 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего А.А.Н. земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 01 декабря 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" N, выполненный оценщиком ООО "ИМА-КОМ" А.М.Г, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.12.2012г. составляла "." руб.
Допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик А.М.Г. изложенные в отчете N от "дата" выводы о размере рыночной стоимости принадлежащего А.А.Н. земельного участка, полностью подтвердил.
Оценивая указанный отчет по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает выводы изложенные в нем обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 01.12.2012г, т.е. на дату установления его кадастровой стоимости.
Установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в отчете расчеты, не вызывают у суда сомнений в его объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность сведений отчета о рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками в суд не представлено.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N от "дата" соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая, что предусмотренных законом оснований для назначения экспертизы не имеется, сомнения в обоснованности отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка отсутствуют, судом, с учетом мнения сторон, отказано в удовлетворении ходатайства заявленного представителем Правительства Республики Дагестан К.Ю.М. о назначении судебной строительно-технической экспертизы для определения рыночной стоимости принадлежащего А.А.Н. земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего А.А.Н. земельного участка в размере, установленном в представленном в суд отчете об оценке рыночной стоимости N от "дата".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление А.А.Н. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, расположенного по адресу: Республик Дагестан, г. Махачкала, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на "дата" в размере "." рублей "." руб, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать "дата".
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу А.А.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "." рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 5 февраля 2019 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.