ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
от 6 февраля 2019 года по делу N 3а-5/2019 г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гончарова И. А,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М,
с участием представителей административного истца по доверенности Магомедова Э. А. и адвоката Убайдулаевой Л. Р.; представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М.; от заинтересованного лица администрации ГОсВД "город Махачкала" - Сыравовой А. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омарова А. Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Омаров А. Г. в лице представителя адвоката Магомедова Э. А. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование указал, что он является собственником земельного участка площадью 5950 кв. м. с кадастровым номером 05:40:000060:0112, расположенного по адресу г. Махачкала, Гамидова д. 21, кадастровой стоимостью 16358872,5 рублей. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 7577500 руб, как это установлено отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 9.11.2018 г. N144/18, составленного оценщиком Алиевым М. Г. (ООО "Республиканский центр судебной экспертизы").
Представители административного истца Магомедов Э. А. и Убайдулаева Л. Р. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере 7577500 рублей, которая установлена представленными ими отчетом.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, считает, что кадастровая стоимость земельного участка была изначально определена правильно и оснований для изменения не имеется.
Представитель заинтересованного лица - администрации ГОсВД "город Махачкала" Сыравова А. С. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагая установленную кадастровую стоимость земельного участка законной и обоснованной.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по РД, а также представитель заинтересованного лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных административного ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований частично по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, административному истцу Омарову А. Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000060:0112, площадью 5950 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гамидова д. 21, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 15.04.2008 г. N05-05-01/022/2008-228.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте Росреестра, данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования по документу - под хозяйственными постройками для производственных целей.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 16358872,5 рублей.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Омаров А. Г. обратился в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 09.11..2018 г. N144/18, выполненный оценщиком Алиевым М. Г. (ООО "ИМА-КОМ"), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.12.2012 г. составляла 7577500 рублей.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В связи с тем, что отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 09.11.2018 г. N144/18 не соответствовал п.23 ФСО N1, п.5 ФСО N3 и ч.2 ст.82 КАС РФ, судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости.
В соответствии с заключением судебного эксперта Гасанова Д.М. (ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит") от 18.01.2018 г. N1801/Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000060:0112, площадью 5950 кв. м, по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла 10682452 рубля.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
В свою очередь административными истцом, ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка ими не представлено
Показания, которые дал в суд автор отчета Алиев М. Р. о том, что его оценка спорного земельного участка, соответствует установленным методикам, суд считает необоснованными, так как они опровергаются заключением оценочной экспертизы. При этом в ходе судебного заседания установлено, что объекты аналоги, которые использовались для сравнительного анализа и оценки спорного земельного участка, не соответствовали Федеральному стандарту оценки N1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования с проведению оценки" (ФСО N1), утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 30 мая 2015 года N 297.
Ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере, чем установлено заключением экспертизы, заявленное представителем административного истца - адвокатом Убайдулаевой Л, судом оставлено без удовлетворения, как необоснованное.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, заявленные Омаровым А. Г. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению частично; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Омарова А. Г. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000060:0112 площадью 5950 кв. м, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Гамидова д. 21, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере 10682452 (десять миллионов шестьсот восемьдесят две тысячи четыреста пятьдесят два) рубля, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 ноября 2018 года.
Взыскать с Правительства республики Дагестан в пользу Омарова Абубакара Гасбулаевича судебные издержки в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И. А. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.